Зеркало прессы

11 июня 2002

Большой скандал за большие деньги

Александр Карташов, "Владивосток"

Подведены предварительные итоги прошедших 9 июня повторных выборов депутатов законодательного собрания (ЗС) Приморского края по 23 округам: при средней явке 17,65 процентов избран 21 депутат, в двух округах избиратели в большинстве своем проголосовали против всех. Таким образом, законодательное собрание 3-го созыва сформировано, но какой ценой?

Во-первых, ценой нескольких скандалов, самый громкий из которых – скупка бюллетеней в 16-м округе, где расследовались девять соответствующих обращений граждан, и в одном случае "скупщик-агитатор", жительница Артема гражданка М., была задержана с поличным: заполненными бюллетенями и наличными деньгами. Дело это было в Садгороде, агитатор навещала жилища маргиналов и платила по 200 рублей за чистый бюллетень взамен опущенного в урну заготовленного. Милиция возбудила уголовное дело. Кроме этого уголовный шлейф выборов составили "предвыборные" инциденты: огнестрельное ранение, похожая на покушение автокатастрофа, поджог и несколько избиений. Всего же за один день голосования в УВД поступило 29 жалоб на разного рода нарушения выборного законодательства.

Ничуть не меньший скандал - это безумно дорогая агитационная кампания, инициированная краевой администрацией и объективно пошедшая на пользу только "освоившим" миллионные суммы пиарщикам. Как известно, первая попытка выборов 9 декабря, в неудаче которой федеральные власти обвинили краевую администрацию (в то время она была занята отопительным сезоном и "дистанцировалась" от выборов), дала 16 депутатов ЗС и обошлась приморскому бюджету в 18 миллионов рублей. В этот раз жаждущая реабилитации краевая власть не поскупилась: на проведение выборов выделили 100 миллионов рублей плюс 5 миллионов добавили в мае исключительно на агитационные мероприятия. Итого затрачено почти в шесть раз больше денег, но результат выборов - отнюдь не стопроцентный, а явка - гораздо ниже прежнего (17,6 % против 24,6 % в декабре).

Беспрецедентная по масштабам "государственная" агитационная кампания в краевом центре, включавшая подготовку к опросу о столичном статусе Владивостока и привлечение к голосованию молодежи (клипы на телевидении, концерт Чижа на стадионе "Авангард"), на деле обернулась пшиком, то есть конфузом имиджмейкеров "Белого дома". Опрос пришлось перенести после протеста Приморской прокуратуры, с концертом также получилась неувязка - возможно, запланированная. Действительно пришедшая на участки молодежь в количестве не более 10 проц. от общего числа проголосовавших обещанных билетов не получила, но, как в игре "Зарница", узнала о новом задании: получить билеты непосредственно на стадионе, где они раздавались агитаторами в майках с логотипом "Голосуй за музыку!" Чтобы проникнуть на концерт, не нужен был даже паспорт: для порядка спрашивали фамилию, никак не фиксируя полученные данные. Однако на вопрос корреспондента "В", зачем нужна фамилия, агитаторы (студенты ДВГТУ) отвечали, что проводится подготовка к переписи населения. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно: похоже, что администрация Дарькина, пришедшая к власти благодаря выборным технологиям московского "Имидж-контакта", уверовала в их чудодейственность, как эскимосы в шаманизм. И теперь не отказывает шаманам ни в чем, поступаясь своими прагматичными принципами (немыслимые затраты) и выходя за пределы правого поля ("поддержанный" администрацией края опрос). Шумные пиаровские акции во Владивостоке также лишь отчасти достигли своей подспудной цели: размыть пенсионерский электорат Виктора Черепкова молодежью. Из оглашенного списка его "священной рати", включившей 12 кандидатов, пятерым все же удалось пройти в ЗС. Однако данные эти предварительны, как, впрочем, и все остальные результаты выборов по 23 округам ...

Предыдущая статья

04 июня 2002

Главный советник Березовского потерял свободу

Агентство политических новостей, www.apn.ru

Консалтинговая группа «Имидж-Контакт», считающаяся одним из лидеров рынка политических и PR-технологий в России, продана PR-агентству «Михайлов и партнеры». Об этом сообщил АПН источник, близкий к сделке.

Следующая статья

04 июля 2002

Молодежь может уйти в фашизм

Елена Федоринова , "Свободный курс" (Барнаул)

Мастер политконсалтинга Алексей Ситников - о партиях, выборах и "черном пиаре"