Зеркало прессы

09 марта 2003

Бал Сатаны

Валерия Новодворская, Новое время

У каждой корпорации в нашем корпоративном государстве свои праздники, своя символика, "свое счастье, свои мыши и своя судьба". Поэтому славное и прожорливое племя политтехнологов тоже имеет свой профессиональный праздник 24 февраля.

Близость его к еще одной памятной дате заставляет предположить, что политтехнологи руководствовались принципом: "Каждому защитнику - свое Отечество". Отечество политтехнологов - электорат и соискатели его милостей (кандидаты на все выборные должности, от депутата городского собрания до президента).

Учитывая безупречную репутацию данной корпорации, ее высокую принципиальность и благотворные результаты деятельности, вечеринку, устроенную "Имидж-контактом" и, собственно, его руководителем господином Ситниковым, можно было условно назвать Балом Сатаны, или Ста политтехнологов. Проходила она в недрах ресторана "Петрович", глубоко под землей, в кирпичном подвале, где не работают мобильники, то есть в месте, максимально приближенном к той обители, куда, по их же словам, после смерти попадают все политтехнологи. Всех туда входящих просили оставить наивные упования на честные выборы у входа и получить памятный значок с красным (!) бантиком. По ресторанным залам бродили во множестве преемницы знаменитой Геллы (правда, в несколько более скромных костюмах от лучших кутюрье). Гостей раздеваться тоже не заставляли, кровью не мыли, и вход был не через камин. Нравы сильно улучшились с булгаковских времен.

По залам мимо цельных осетрюг, символизирующих патриотический компонент деятельности, слонялись политики и приценивались к хозяевам вечеринки. Хозяева брали на абордаж политиков, обещая по сходной цене места чуть ли не в американском конгрессе. Браки заключались если не на небесах, то хотя бы под землей.

Все-таки общественное сознание сделало вперед большой шаг. Во времена Макиавелли специалисты по отмыванию добела черных кобелей и раскрашиванию в черный цвет белых и пушистых болонок и думать не смели о проведении конференций, слетов, семинаров по обмену опытом и тем паче тематических "дней". Можно было в тюрьму угодить, можно было и под святейшую инквизицию подпасть. Могли обвинить в колдовстве (так наивные средневековые органы дознания наверняка охарактеризовали бы "черный" пиар).

У входа выдавалась тематическая литература. Особой популярностью пользовалась брошюра "Как проиграть выборы в Государственную думу". Видно, трезвомыслящие политики сообразили, что если не всем дано эти выборы выиграть, то уж проиграть их куда доступнее и, главное, куда дешевле.

Гвоздем вечеринки был либеральный технолог Любашевский, который рассказывал, как он выиграл выборы для нового губернатора магаданского края без цента денег и без административного ресурса. Видно, вдохновленные такой перспективой, по накатанной лыжне в Госдуму от тамошних хлебных округов собираются рвануть сразу шесть миллионеров.

Но миллионеру выиграть выборы - нехитрая штука. А вот без копейки денег попробуйте! Вот что значит сочетание "белого" пиара и черной магии. Впрочем, в контексте советской (да и постсоветской тоже) действительности Сатана (в булгаковском варианте) был всегда скорее положительным, чем отрицательным персонажем.

Ведь Воланд восстанавливал справедливость, карал доносчиков, спасал диссидента Мастера и декабристку Маргариту, издевался над склонностью москвичей давиться за иностранными тряпками (в последнем случае Сатана заменил даже "Крокодил" или "Комсомольский прожектор"). Точно так же мыслит свою роль в пиар-бизнесе хозяин бала г-н Ситников, Воланд новой формации. К нему в подвал не были приглашены гг. Марков и Павловский, специалисты по "черному" пиару.

С коммунистами "Имидж-контакт" принципиально не работает, с ЛДПР - тоже. Так что звезды экранов Геннадий Андреевич и Владимир Вольфович в подвале политтехнологов замечены не были. Очень здравый подход. Ни при коммунистах, ни при фашистах политтехнологи ни гроша не заработают. Какой там пиар при выборах из одного кандидата от блока коммунистов и беспартийных или даже вообще без оных, когда Ein Peich, ein Volk, ein Fuhrer ("Одно государство, один народ, один фюрер")...

Как справедливо заметил один политик, от имени всех "честных политиков" поздравлявший всех "идейных политтехнологов", в каждой избирательной кампании суммарно участвуют две крупные партии: партия того, кто с нимбом и в белом венчике из роз, и партия того, кто с рожками и хвостиком (кстати, от последнего сообщества собравшихся поздравил Борис Березовский, от души пожалев, что не может быть на празднике во плоти). Так вот, "честный политик" предложил аудитории работать только на первую партию, потому что даже если вторая заплатит тебе большой гонорар, то потратить его будет невозможно: в аду сплошной дефицит, карточная система и никаких товарно-денежных отношений.

Правда, другой, не менее честный, политик обвинил политтехнологов в совращении страны с пути демократии и даже в соучастии в избрании действующего президента.

А политтехнологи играли своими визитками в лотерею. Одному счастливчику даже достался довольно объемистый инкассаторский мешок для гонораров за парламентские выборы-2003. Правда, мешок был пустой, но счастливый обладатель не жаловался. Он уже знал, чем и как его наполнить.

В кулуарах обсуждались разные оттенки пиара. 1. "Белый" пиар (наш кандидат - чистейшей прелести чистейший образец). II. "Черный" пиар (противник нашего кандидата - исчадие ада). III. Пиар ужасов (грядет конец света, и только наш кандидат поможет его избежать). IV. "Красный" пиар (когда ради успеха на выборах организуется "маленькая победоносная война").

Последний пиар либеральное крыло политтехнологов сочло запрещенным приемом и не рекомендовало к употреблению. То есть "Имидж-контакт" и г-н Ситников, строго следующий заветам Воланда, еще не самое крупное препятствие на нашем избирательном и конституционном пути. Так и Булгаков считал.

Предыдущая статья

04 марта 2003

Конец российскому пиару

Николай Проценко, Город N (Ростов-на-Дону)

Следующая статья

13 мая 2003

Короля играет свита

Екатерина Остапенко, Элитный персонал

Для того чтобы сделать имя и занять свою нишу в сложившемся мире отечественного политконсалтинга, надо быть незаурядной личностью. Однако это «условие» не останавливает желающих приобщиться к миру обитателей политического Олимпа.