Гостиная
Зеркало прессы
13 мая 2003
Короля играет свита
Екатерина Остапенко, Элитный персонал
Для того чтобы сделать имя и занять свою нишу в сложившемся мире отечественного политконсалтинга, надо быть незаурядной личностью. Однако это «условие» не останавливает желающих приобщиться к миру обитателей политического Олимпа.
«Свои» и «чужие»
Политтехнологи. Специалисты, работающие в этом секторе, не любят, когда их так называют, они предпочитают именоваться политическими консультантами. В начале 90-х годов, когда в России стал формироваться рынок политконсалтинга, появилась большая команда молодых маргиналов, которые стали предлагать различным государственным структурам, партиям и политикам свои услуги в этой области. Советники, к тому времени уже работавшие в партаппаратах, предложили называть «новичков» политтехнологами (кстати, термин исключительно российский).
В работе консультанта и технолога много общего: в обязанности обоих входит помощь клиентам в критические минуты (как правило, перед выборами). Тогда политики особенно нуждаются в профессиональных советах, чтобы не совершить роковую ошибку, результатом которой может стать остановка политической карьеры. В эти периоды спрос на специалистов растет как никогда.
Консультантов и технологов также объединяет удивительная многогранность профессии, которая включает в себя элементы политологии, РВ, рекламы, социологии, психологии, менеджмента, маркетинга, журналистики. К основной функции - созданию стратегии политических процессов - надо добавить такие «тонкости», как личный тренинг клиента, формирование его команды, а также внутрипартийной философии, психотерапия, пропаганда, разведка, исследования общественного мнения, решение юридических вопросов и, кроме того, обеспечение двустороннего диалога между политиком и обществом.
Несмотря на отсутствие фактической разницы между первыми и вторыми, политический истеблишмент настаивает на том, чтобы отделять «высокое искусство» политконсультирования, которое ориентировано на государственную и партийную элиту, от «рядовой» работы политтехнологов, чей удел - потребности рынка.
Олимпийские игры
Эксперты отмечают постоянный рост рынка политического консалтинга. Если к началу 90-х годов им занималось максимум десять человек по всей стране, то сейчас это уже сотни профессиональных команд. Каждые выборы приводят в ряды уже успешных и известных консультантов большую группу новичков. Отсюда - ожесточенная конкуренция и борьба за клиента. «Политтехнология превратилась в своеобразный спорт, в соревнование по зарабатыванию денег, - считает председатель совета директоров Группы компаний «НикколоМ» Игорь Минтусов. - Это очень напоминает Олимпийские игры: раз в четыре года проходят состязания, в остальное время идёт тщательная подготовка. Подобно настоящим спортсменам, политтехнологи по несколько лет готовятся к тому, чтобы успешно выступить на «олимпиаде», которая может оказаться последней, если к этому не приложить все силы».
Политическое консультирование стало неотъемлемой частью выборов, которые, по сути, сами являются бизнесом. Шансы политтехнологов на уровне Москвы и Кремля невелики. «Существует такая вещь, как традиция, - отмечает президент Консалтинговой группы «Имидж-контакт» Алексей Ситников. - Известные политики постоянно работают с одними и теми же консультантами и командами, поэтому говорить о конкуренции не приходится».
Иначе дело обстоит в регионах. «Выборы - время жатвы. В нашей бескрайней стране они постоянно проходят на разных уровнях, так что работы хватает, - говорит Анастасия Груша, старший преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - На этом рынке уже есть ясность, кто есть кто, но конкуренция неизбежна». Местные нувориши, едва раскрутив свой бизнес до приличных годовых оборотов, начинают задумываться над тем, чтобы поддержать того или иного кандидата в Городское или Законодательное собрание. Первым, к кому они обращаются, становится политический консультант.
Почем опиум для народа
Привлекательность профессии отчасти можно объяснить ажиотажем, создаваемым СМИ вокруг политических персон и выборов. Молодым и амбициозным эта сфера кажется подходящей для реализации своих недюжинных способностей. Скандальный ореол таких понятий, как «черный PR», «грязные технологии», «манипуляция общественным сознанием», оказывается невероятно привлекательным для многих людей, пополняющих ряды политтехнологов. Кто-то приходит в профессию из-за личных неудач: в свое время так и не сумев стать политиками, некоторые ищут себя в консалтинге. Однако главной мотивацией для большинства остаются деньги. «Эту профессию нельзя причислить к разряду хорошо оплачиваемых, - уверен Игорь Минтусов. - Ее можно отнести только к разряду очень хорошо оплачиваемых!»
Зарплата сотрудника консалтинговой компании напрямую зависит от должности (консультант, старший или ведущий консультант и т.п.) и от выполняемых проектов. Некоторые организации, кстати, вовсе отказываются от должностных иерархий, предпочитая работать исключительно по проектам и направлениям. «Вилка доходов в нашей компании колеблется от$ 300 до $ 60 тыс. в месяц, - сообщает г-н Ситников, - Заработок может отличаться в 200 раз».
Путь наверх
Бонзы политического консалтинга признаются, что выбрали эту профессию не из-за денег. Решающим был фанатичный интерес к работе, которую им приходилось делать впервые, уча клиентов и одновременно учась самим. За последние годы политконсалтинг развился в практическую науку: написано множество книг и пособий, проходят семинары и тренинги, в вузах читаются лекции (обычно на отделениях политологии и PR). Полноценное образование в этой области можно получить пока только на кафедре политического консалтинга и избирательных технологий Государственного университета Высшая Школа Экономики (ГУ ВШЭ).
Но отсутствие специального образования - не помеха .для желающих попробовать силы на ниве политтехнологии. Современные преуспевающие консультанты - в прошлом физики и историки, социологи и психологи - считают, что практически при любом базовом образовании главное - развить у себя необходимые для профессии качества: быструю обучаемость, умение работать в команде, «социальный ум» (умение понимать и чувствовать социальную материю), честность, профессиональную надежность. «Говоря словами Дзержинского, политконсультант должен иметь, чистые руки, горячее сердце и холодную голову, - убежден г-н Минтусов. - А если серьезно, то он должен обладать образным, но в то же время в меру структурированным мышлением. Социальное поле - мягкое, и надо уметь уловить его основные тенденции и облечь их в жесткие рамки концепции».
В современный политический консалтинг ведут три дороги. По окончании вуза можно постараться устроиться на работу в партийный аппарат. Второй вариант - сотрудничество в консалтинговой компании, которая напрямую работает с кандидатами. Наконец, есть возможность реализовать себя в качестве политического эксперта в аналитических структурах (в институтах и на кафедрах). Любой из этих путей гарантирует захватывающую работу, постоянный драйв и накал страстей, но не обещает 100-процентного профессионального успеха. Политический консалтинг - удел дерзких и решительных, но, как и любое дело, он любит талантливых и надежных.
Личный опыт
Алексей Куртов, член совета директоров Консалтинговой группы «ИМИДЖ-Контакт»:
«Работа политтехнолога заключается в постоянном поиске нестандартных решений для нестандартных ситуаций. Профессия поистине удивительная, позволяющая сочетать очень разноплановые вещи. Этим могут заниматься только одаренные, талантливые и ответственные люди. Важнейшие качества политтехнолога – профессионализм (хорошая теоретическая подготовка, которую постоянно подтверждают практические навыки), быстрая обучаемость и, как ни странно, доброта, ведь без желания сделать этот мир лучше ничего не добьешься. Звучит несколько романтично, но такова уж профессия. Возможно, именно это движет многими молодыми людьми, желающими стать политтехнологами.
Меня же консультирование увлекло неожиданно. Окончив радиофизический факультет в Томске и сменив множество профессий (параллельно с написанием диссертации приходилось подрабатывать строителем, сантехником, токарем), я был вынужден уйти в бизнес. И однажды, посетив семинар Алексея Ситникова, я не в шутку заинтересовался политтехнологиями. К тому времени мне довелось самому быть депутатом городского совета, и я лично смог убедиться в том, что значит быть политиком, и понял, что такие люди нужны. А значит, нужны выборы и консультанты.
В профессии политтехнолога можно найти буквально все: и отношения с людьми, и творческий процесс, и бессонные ночи в профессиональных муках, и эйфорию от успеха, и друзей, и одиночество. Конечно, есть и свои минусы, связанные с частыми разъездами и плотным, нестабильным графиком. Но более многогранной и интересной профессии я, пожалуй, не знаю».
Предыдущая статья
09 марта 2003
Бал Сатаны
Валерия Новодворская, Новое время
У каждой корпорации в нашем корпоративном государстве свои праздники, своя символика, "свое счастье, свои мыши и своя судьба". Поэтому славное и прожорливое племя политтехнологов тоже имеет свой профессиональный праздник 24 февраля.