Гостиная
Зеркало прессы
04 июля 2002
Молодежь может уйти в фашизм
Елена Федоринова , "Свободный курс" (Барнаул)
Мастер политконсалтинга Алексей Ситников - о партиях, выборах и "черном пиаре"
Алексея Ситникова называют легендой российского пиара. Он руководитель одной из крупнейших, а по некоторым оценкам - крупнейшей, в России, консалтинговой группы "Имидж-контакт". Его фирма занимается проведением предвыборных кампаний политиков как самого высокого, так и регионального уровня. Мы побеседовали с Алексеем Ситниковым после защиты дипломов студентами АГУ по специальности "связи с общественностью".
С избирательных участков - в залы суда
- Алексей Петрович, вскоре начнется, а по оценкам некоторых экспертов уже начался, новый избирательный процесс: подготовка к думским и президентским выборам. Будут ли новые выборы системно отличаться от прежних?
- Во-первых, принят новый рамочный закон о гарантиях избирательных прав. Закон лучше, чем прошлый, но опять плохой. В нем сохранилось очень много дырок, позволяющих фальсифицировать результаты. У нас есть стойкая уверенность, что это было сделано специально, чтобы управлять выборами, чтобы опять имелась возможность делать так, как это нужно наверху.
Во-вторых, избирательные кампании все больше из избирательных участков перемещаются в залы суда. Пример Якутии: одних снимают, другим разрешают. В Красноярске выпустили Быкова. У него условный срок, а с условным сроком можно выдвигаться. Это было сделано перед выборами, чтобы он успел зарегистрироваться.
Не судьи должны решать, кто будет победителем, а народ. И так у нас в стране демократия существует только один раз в четыре года - в день выборов. А тут и этого права лишают.
В-третьих, выборы будут проходить в стране при полном отсутствии центральных независимых СМИ. При Ельцине они были. Кроме того, если раньше основные участники этого рынка были в России, то сейчас все, кто мог бы здесь играть, за пределы страны выведены. Это Гусинский, Березовский, Смоленский и другие.
И последняя особенность. Судя по всему, не будет единой коммунистической партии. Разбили Селезнева и Зюганова. Все, коммунисты больше не представляют большой силы, потому что они будут бороться друг с другом. Разбить коммунистов - давний проект Кремля. Давно об этом мечтали. Очевидно, будут создавать какую-то соцдемократическую партию с Селезневым во главе. Он уведет с собой многих.
Коммунистам лучше стать социал-демократами
- Высказывается предположение, что левые будут предлагать нового кандидата в президенты, не Геннадия Зюганова.
- На их месте я бы это сделал уже давно. У левых потенциал очень большой. Мне было бы сейчас интересно как технологу с ними поработать. Это не значит, что я буду это делать. Но опыт интересный: из левых сделать нормальную соцдемпартию. И не такую, какая была - зависимую оппозицию, а просто оппозицию, и не коммунистическую, а соцдемократическую. Можно было бы отнять очень много у консерваторов, у центристов. Если б там появился молодой, энергичный человек. Сейчас эта ниша не занята.
За счет старого поколения в руководстве компартии и ее названия электорат пожилой. А ведь что происходит на самом деле? Посмотрите на Восточную Европу. Сначала все вправо ушли, а потом вернулись влево, в том числе молодежь. Это не та молодежь, которая имеет "мерседесы", а та, которая учится в Алтайском государственном университете. Она бы вполне пошла голосовать за соцдемократические идеи: за свои права, за гарантии бесплатного образования. И Ленин мог бы быть опять популярным. Но не Ленин-коммунист, а Ленин-соцдемократ.
- Разве есть такая молодежь, опираясь на которую можно было воплотить в жизнь социалдемократический проект?
- Проблема в том, что если мы не создадим левую партию, то они уйдут еще левее. Те же скинхеды или те, кто участвовал в погромах в Москве 9 июня. Если эти ребята так фанатично болели за Россию, значит, они - националисты. Их способ ведения борьбы совершенно экстремистский. Если мы их не зацепим на этом пути какой-то соцдемократической идеей, то они уйдут к фашистам.
- В 1993 году "Выбор России" претендовал стать партией власти, в 1995 году - НДР, в 1999 году - "Единство". Сейчас себя партией власти заявляет "Единая Россия". Каковы перспективы ее развития? Может ли она стать самодостаточной партией и сохраниться после ухода Путина?
- Единственное, что есть у "Единой России", - это некая связь с президентом. Больше у нее нет ничего. Нет ни идеологии, ни продуманной кадровой работы, ни сильных лидеров - профессиональных политиков, а не совместителей, вроде Шойгу.
"Единство" радуется тому, что подмяло под себя такую крупную структуру как "Отечество". А я бы не радовался. Я бы радовался на месте "Отечества", потому что у него был сильный, хорошо структурированный аппарат. И он победит. На месте "Отечества" я бы потирал руки и говорил: "Ха! Наш аппарат получил поддержку Путина только потому, что мы немного переназвались и пустили к себе неких незначащих фигур".
Главный враг на выборах - непрофессионал - После каждых выборов говорится о том, что политконсультанты придумали новые методы, формы ведения избирательной кампании. Это действительно так? Или таким образом консультанты набивают себе цену?
- Есть два процесса. Первый - это позиционирование себя на рынке политконсультантов. Второе - это реальные избирательные кампании. Позиционировать себя можно как угодно. Цивилизованные консалтинговые группы, а не беспредельщики и халтурщики, ведут избирательные кампании в поле закона. Дыры в нем и определяют, где мы можем играть. В законе, например, не прописано, что запрещены двойники.
- Насколько уместно в таком случае говорить о "черном пиаре"? Есть ли он вообще? Есть мнение, что его просто нет.
- Он есть. Но давайте разделим. Есть некие приемы политической борьбы, которые противозаконны, и поэтому являются преступлением. Не надо называть это пиаром. Клевета - уголовное преступление. И разбираться с этим - не наша работа. Это работа прокуратуры.
Теперь то, что разрешено законом. Есть приемы, которые не запрещены, но считаются в обществе неэтичными. Это можно было бы называть "черным пиаром". Но опять же - если это не запрещено, то этично или неэтично - на усмотрение. Писать ли, например, о том, что у кандидата Петрова есть любовница? Нет, если ее нет. А если есть? Это может быть журналистское расследование. Но это этический кодекс журналиста, это закон о СМИ. И это опять нельзя назвать пиаром.
Неэтичные способы мы стараемся не использовать. Потому что мы собираемся и через 10 лет проводить кампании, здесь жить. Потому что я под это подставляю свое имя. Я не буду ради еще одной победы жертвовать репутацией фирмы, которой 13 лет, за плечами у которой 300 избирательных кампаний, 250 побед.
Незаконные способы или неэтичные применяем не мы. Их применяют неспециалисты, когда у них не хватает средств. У нас такой арсенал квалифицированных, законных и очень умных методов! В нашей структуре работает 500 человек, 6400 экспертов в регионах, самая крупная исследовательская сеть в стране, самый крупный мониторинговый центр, огромный аналитический отдел.
Но неспециалисты - это наша боль. Допустим, мы с вами сели играть в шахматы. Я учился долго, потратил 10 лет жизни, много денег, ездил по чемпионатам, читал книжки. Я обдумываю каждый шаг, делаю одну комбинацию, потом - на десять шагов вперед. А вы в этот момент смотрите, не отвернулся ли судья. И когда он отвернулся, или вы с ним договорились, или ему заплатили, вы, как в "Чапаеве", щелчками сбиваете все мои фигуры.
Ни одна партия не имеет внятной идеологии
- Есть еще несколько особенностей грядущего избирательного процесса. Приняли закон о том, что в региональные законодательные собрания половина депутатов будет избираться по партийным спискам, половина - по одномандатным округам. Это будет стимулировать появление партий в регионах. Это стимул к тому, чтобы выстраивалась единая структура партийного строительства. Но. Партии-то строятся без идеологии. Они строятся как аппараты. Вы знаете, что есть правые, есть левые. Но вы не знаете символов и отличий партий друг от друга. Есть только концепции, которые на простых словах людям не объяснены. Чем Ленин был силен? Он был сильным идеологом: он свою концепцию объяснил населению на его языке.
Алтайскому пиару нужен малый и средний бизнес
- Вы третий год подряд приезжаете на защиту дипломов студентов отделения связи с общественностью АГУ. Какую цель вы преследуете?
- Два года назад я отсюда двух человек сразу после защиты взял и привез в Москву. И они у нас работают. Мы помогали создавать эту кафедру. Поэтому мы платим стипендии студентам, помогаем проектами, программами. Чтобы студенты не варились в собственном соку, чтобы они поняли - хорошая работа, хорошие мозги дают перспективы на обучение в аспирантуре, докторантуре, стажировки, переезд в Москву.
- Как вы считаете, возможно ли в Алтайском крае, на нашем небольшом рынке пиара, создать профессиональное сообщество?
- Пиар - обслуживающая структура. Она обслуживает бизнес. Для того чтобы был рынок для пиара, должно быть много бизнесов. На крупных структурах много пиара не создашь. Потому что каждая из них нанимает одно агентство, а крупных структур быть много не может. Во всем мире 70 процентов специалистов в области пиара работают в мелких, средних компаниях и обслуживают мелкий и средний бизнес: рестораны, ателье, гостиницы, кафе. Пиар в Барнауле появится, когда в стране возникнут условия, при которых мелкого и среднего бизнеса станет много. Это гарантия демократии: во всем мире представители именно мелкого и среднего бизнеса являются самыми сознательными избирателями, потому что им есть, чем рисковать
Предыдущая статья
11 июня 2002
Большой скандал за большие деньги
Александр Карташов, "Владивосток"
Подведены предварительные итоги прошедших 9 июня повторных выборов депутатов законодательного собрания (ЗС) Приморского края по 23 округам: при средней явке 17,65 процентов избран 21 депутат, в двух округах избиратели в большинстве своем проголосовали против всех. Таким образом, законодательное собрание 3-го созыва сформировано, но какой ценой?
Следующая статья
30 октября 2002
Захват заложников - не шоу "За стеклом"
Юлия Ларина, "Московские новости"
Имя этого человека значится в программке мюзикла «Норд-Ост» - ему выражается благодарность за бескорыстную помощь в подготовке спектакля. Доктор психологических наук, профессор, президент консалтинговой группы «Имидж контакт» Алексей Ситников старался помочь своему другу, продюсеру мюзикла Александру Цекало, и в дни трагических событий, приезжал с предложением своей профессиональной помощи и в оперативный штаб.