Гостиная
Зеркало прессы
27 декабря 2002
Слово и дело. Унтер-офицерская вдова пойдет под суд
Марина Липатова, "Российские вести"
"Черный пиар", традиционный для нынешней политической России, впервые может стать причиной уголовной ответственности. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, не удовлетворившись фактом победы, намерен сурово покарать команду своего главного соперника Александра Усса.
Как известно, выборы в крае не особенно отличались по стилю от прочих избирательных кампаний, прокатывающихся по российским городам и весям. Те же бесконечные апелляции, претензии, жалобы. В основном, они следовали в адрес Хлопонина, поскольку спикер краевого Законодательного собрания чаще выступал в роли жертвы "черных пиарщиков". Можно вспомнить и про "двойника"-однофамильца Усса, и про откровенно очерняющие его листовки, и про инцидент с заляпанными краской агитационными щитами спикера краевого парламента.
Наконец, вершиной этого "беспредела" стал выпуск подложного номера газеты "Красноярский рабочий". Говоря юридическим языком, в нем содержались заведомо ложные сведения, порочившие честь и достоинство все того же Усса. Под занавес кампании его избирательный штаб даже организовал выставку "ЧП краевого масштаба", где были собраны все экспонаты "черного пиара".
Вывод, казалось бы, напрашивался сам собой. Усс стал жертвой грязных махинаций конкурентов. Избиратель должен был бы отдать ему все свои голоса. Ведь в России издавна привыкли - кто пострадал, тот и прав. Однако в данном случае привычка считать избирателя за лоха подвела самоуверенных политтехнологов.
Топорная стратегия "пиарщиков" Усса, выстроенная на очевидных предсказуемых ходах, позволила противникам успешно маневрировать и в конечном итоге привела "клиента" к проигрышу. Однако наша история на этом не закончилась.
Фальсификация "Красноярского рабочего" послужила поводом для возбуждения уголовного дела. В ходе расследования выяснилось, что поддельная газета была выпущена людьми из штаба самого Усса, представлявшими известную политконсалтинговую группу "Имидж-Контакт". Полная аналогия с гоголевской унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла.
Хлопонин не захотел проявлять великодушие к поверженному врагу. Едва ли не самая "раскрученная" команда оказалась замешана в уголовной истории. Впрочем, манипуляционный стиль, характерный для "Имидж-Контакта", является отпечатком профессиональных предпочтений ее шефа. Доктор психологии Алексей Ситников - специалист по нейролингвистическому программированию. А, имея навыки психообработки, очень сложно избежать соблазна их использовать.
Участие же "Имидж-Контакта" в общественных проектах Бориса Березовского, видимо, приучило фирму к принципу "цель оправдывает средства". Так, одним из самых успешных крупных проектов компании в последнее время стали губернаторские выборы в Приморье, где с их помощью к власти пришел Сергей Дарькин - фигура с сомнительным прошлым и настоящим. В итоге в том же Приморье сотрудники "Имидж-Контакта", заняв множество ведущих постов в администрации и СМИ, уже успели отметиться в ряде уголовных дел.
Впрочем, вернемся к красноярской истории. Дело "черных пиарщиков" имеет характер прецедента. До сих пор политтехнологи безнаказанно упражнялись в искусстве черной предвыборной магии. В результате на красноярском полигоне избиратели могли наблюдать уже "черный пиар", так сказать, второго порядка, сконструированный самим адресатом.
Наверное, пора остановиться. А то уж перед "иноземными гостями" неудобно. Ведь "Имидж-Контакт" - член международных РR-ассоциаций, подписант различных "хартий", олицетворение пиара по-российски, так сказать. И такой афронт, прости Господи. Международная этика PR, предлагаемая, в частности, известным Лиссабонским кодексом, в основе своей очень проста - не вводить людей в заблуждение и не сотрудничать с теми, кто нарушает закон. Манера использовать грубые и грязные технологии, рассчитанные на достижение сиюминутного успеха, в итоге подрывает репутацию не только фирмы, но и ее клиента. Пренебрежение законом и неразборчивость в связях в погоне за деньгами опасны не только для любой действующей фигуры, но и в целом для страны, поскольку в результате к власти приходят люди, использующие ее лишь в качестве личной кормушки.
Если взглянуть на рекламный проспект или интернет-сайт любой крупной РR-фирмы, то можно увидеть ряд самых благородных деклараций о принципах. Независимость, ответственность, неподкупность, компетентность - вот основа рекламы политконсалтинговых групп.
Однако так ли это на самом деле, можно выяснить, только обратившись к подробностям их практической деятельности. А посему хочется резюмировать - не стоит врать людям, рано или поздно они неизбежно поймут это. Работайте честно, господа пиарщики, и тогда все получится и у вас, и у России.
Предыдущая статья
01 ноября 2002
Гуманитарно-технологические аспекты кризисных ситуаций
Эксперт - Со-Общение (специальный выпуск), ноябрь 2002
Следующая статья