Гостиная
Зеркало прессы
21 декабря 1995
Москвичей готовили научным методом
Л. Сигал, "Общая газета"
Руководитель московского предвыборного штаба движения "Наш дом - Россия" приоткрыл обозревателю "ОГ" некоторые секреты феноменального успеха, одержанного НДР в столице.
В понедельник вечером в московской гостинице "Мир" около сотни менеджеров предвыборной кампании "Нашего дома" отмечали фуршетом окончание своих трудов. Во главе стола расположились Виктор Черномырдин, Олег Сосковец, Никита Михалков, Сергей Беляев и Александр Шохин. Настроение было далеким от праздничного, премьер выглядел утомленным и даже слегка подавленным. Тем не менее Виктор Степанович выразил особую благодарность сотрудникам московского штаба. И неспроста: почти каждый пятый голосовавший москвич поддержал НДР, тогда как во многих других регионах это движение едва перешло пятипроцентный барьер. Иначе говоря, Москва помогла блоку Черномырдина "спасти лицо", ведь по всем прогнозам столица должна была, подобно Санкт-Петербургу, отдать пальму первенства "Яблоку", а вовсе не НДР.
Ясно, что москвичи активнее остальной России голосовали против "красной угрозы". При этом на них воздействовал имидж "Нашего дома" как более мощного и надежного щита против коммунистов, нежели "Демвыбор" или "Яблоко". Созданием этого имиджа занимались профессионалы, нанятые московским предвыборным штабом. В штабе работали около тридцати сотрудников центра политического консультирования "Никколо-М" и агентства "Имидж-Контакт". Руководитель штаба, директор "Никколо-М" Игорь Минтусов сожалеет, что приступить к работе удалось только за шесть недель до выборов: "Начни мы за два месяца, смогли бы достичь предела возможностей НДР - 25 процентов".
Объектом пропаганды стали люди со средними доходами, демократически ориентированные либо аполитичные, а также консервативно настроенные пенсионеры, для которых главное: "лишь бы не было войны". Консервативным настроениям должны были соответствовать девизы: "Устали спорить, давайте строить" и "Стабильное движение - надежный результат". В том же духе был выдержан демонстрировавшийся московским телеканалом фрагмент фильма "Новые приключения неуловимых", где испытывалась мощность порохового заряда. За взрывом следовала надпись:
"Движение "Наш дом - Россия" предупреждает: эксперименты опасны для Вашего здоровья".
Но, как признался Игорь Минтусов, гораздо больше внимания уделялось не прямой рекламе, а косвенной. Было отобрано десять ведущих центральных и московских изданий, где регулярно публиковались обзорно-аналитические статьи, формально не пропагандистские, но как бы объективные. Иногда эти статьи писали сами сотрудники штаба НДР, иногда их заказывали обозревателям этих же изданий. Было выделено четыре тематических направления: во-первых, необходимость активного участия в выборах, чтобы верх не одержали реакционеры: во-вторых, разоблачение "угрозы коммунистического реванша"; в-третьих, критика представителей "Яблока" как романтиков-идеалистов, за которыми нет практических дел; в-четвертых, фельетонно-ироничное описание "Женщин России". Каждому из этих направлений был посвящен ряд публикаций. "Демвыбор" задевать не стали, поскольку его, в отличие от "Яблока", серьезным конкурентом "Нашего дома" не считали.
Обозреватель "ОГ" предположил, что этой подводной части айсберга "надомного" агитпропа соответствовала своя тайная бухгалтерия. Игорь Минтусов ответил, что профессиональная этика не позволяет ему разглашать коммерческие секреты, но заметил, что этими вопросами в НДР ведают достаточно искушенные люди, которых нельзя уличить в прямом нарушении закона.
Предыдущая статья
15 мая 1993
Зомби: человек в четырех лицах
Л. Арих, В. Круглов, "Рабочая трибуна"
Не секрет, что практичные японцы и американцы тратят миллиарды долларов на изучение и практическое применение колдовства, чародейства, черной и белой магии. Велись подобные исследования, как известно, и на территории бывшего СССР.
Следующая статья
12 марта 1996
Нарисованный портрет может быть лучше оригинала
Т. Сухомлинова, "Вечерняя Москва"
Президентская предвыборная кампания набирает обороты. И хотя еще не окончательно ясно, кто же из множества потенциальных кандидатов сможет выйти на старт предвыборного марафона, политологи, психологи, социологи уже гадают, на какие черты и качества падок избиратель, какую "наживку" в виде предвыборных обещаний он охотнее всего "заглотнет".