Зеркало прессы

12 марта 1996

Нарисованный портрет может быть лучше оригинала

Т. Сухомлинова, "Вечерняя Москва"

Президентская предвыборная кампания набирает обороты. И хотя еще не окончательно ясно, кто же из множества потенциальных кандидатов сможет выйти на старт предвыборного марафона, политологи, психологи, социологи уже гадают, на какие черты и качества падок избиратель, какую "наживку" в виде предвыборных обещаний он охотнее всего "заглотнет".

У каждой предвыборной кампании - идет ли речь о выборах президента, мэра или депутата - есть свои скрытые стороны, по-своему влияющие на исход выборов. О некоторых из них - разговор с президентом фирмы "Имидж-контакт", доктором психологических наук Алексеем Ситниковым. На рынке консалтинговых услуг его фирма действует уже шесть лет.

- Надеюсь, вы не станете спрашивать, с кем именно мы работаем. Уважающий себя и клиента консультант никогда этого не скажет. Разглашение информации о нашем клиенте не только этически ущербно, но может оказаться попросту небезопасным и для нас, и для него.

- И были случаи, когда вашей безопасности действительно что-то угрожало?

- Из одного северного города всю команду, и меня в том числе, вывезли буквально за полчаса до ареста. Ареста вполне реального, хотя для него не было оснований. В другом городе наших имиджмейкеров сопровождали постоянные слежки и обыски. Демократические механизмы защиты прав кандидата, его команды... О них даже не стоит говорить. Их просто нет. Около двух лет назад мы работали с одним из кандидатов на местных выборах. Тогда, накануне дня голосования, в штаб не раз подъезжала бригада спецназа, тут же оказывалась команда телевизионщиков, которая снимала, как нашему кандидату надевают наручники. Разумеется, все это потом демонстрировалось неоднократно по телевидению... Кандидат, с которым мы работали, был юристом. Его коллеги составили юридически грамотные обращения, которые разослали по всем высоким инстанциям. Почти два года прошло, но не включились ни любимый интеллигенцией Ковалев, ни Дума, ни Генпрокуратура. Никто!

- Но не везде же атмосфера бывает политизирована до такой степени...

- Да, не везде, но ее везде, если захотеть и постараться, можно сделать такой. Если вы заметили, на прошедших парламентских выборах некоторые регионы и избирательные округа показали небывалую активность голосования. Могу точно сказать, что в большинстве таких случаев это результат не изначальной и какой-то особой политизированности людей, живущих там, а следствие вполне целенаправленной, профессионально грамотной деятельности организаторов, имиджмейкеров, консультантов. Существуют определенные технологии "поднятия тонуса", обострения предвыборной борьбы.

- То есть с избирателем можно проделывать всяческие фокусы. А с кандидатом?

- В нашей практике был курьезный случай. За две недели до выборов мы начали работать с кандидатом в мэры города. На тот момент, по всем данным, у него практически не было никаких шансов. Он мог собрать согласно предварительным опросам не более трех процентов голосов. Самой уязвимой позицией в его предвыборной кампании был он сам. И мы провели кампанию без него - так было проще и удобней. Через две недели на его стороне оказались 30 процентов избирателей. В драматургии известен такой прием - когда главное действующее лицо, существуя в разговорах о нем персонажей пьесы, так и не появляется на сцене.

- Часто вы работаете с подобными клиентами?

- Видите ли, случается, что "клиент" и "заказчик" бывают разными лицами. Иногда мы имеем дело с достойным заказчиком и "нулевым" клиентом, как в случае, о котором я рассказал. Заказчиком может быть какая-то группа людей (или человек), которым нужно повлиять на те или иные процессы. А сделать это можно через депутатское, мэрское, губернаторское или президентское место. Зная цели заказчика и будучи уверенными, что они во благо большинству людей, мы принимаем решение работать с кандидатом... Такие случаи - не редкость не только у нас в России, но и в других странах.

- Видимо, вам приходится тщательно оберегать имеющуюся у вас информацию о "клиенте", "заказчике", предполагаемых "агитационных" действиях?

- Обычно мы очень серьезно подходим к обеспечению безопасности информации, с которой имеем дело. Компьютеры, в которые она вводится, обязательно защищены, в штабе, когда мы уходим из него, не остается ни одной бумажки. Но однажды, работая в одной из избирательных кампаний, мы поняли, что утечка информации все-таки происходит. Скажем, акция с участием нашего кандидата только задумывается, обсуждается, а на нее уже появляется опровержение в газете. Наш "штаб" находился в гостинице. Там же мы и жили. По телефону вызвали бригаду, чтобы проверить, нет ли у нас подслушивающих устройств. Через пять минут после этого звонка вбегает в номер горничная, которая не убирала в нем дней десять, и выносит мусорную корзину. Оказалось, что человек, бывший доверенным лицом нашего кандидата, подбросил в мусорную корзину "жучок" для прослушивания. Было и так, что сам кандидат "стучал" своему же конкуренту на себя же.

- Ну это уж извращенец какой-то...

- Просто конкурент был его же начальником по службе. Нашего клиента убедили идти на выборы люди, заинтересованные в его победе. Сам же он оказался к борьбе не готов. Но, как правило, наши клиенты - достойные люди. Для них победа на выборах - не конечная цель, а средство, с помощью которого они намерены добиться высоких целей.

- Итак, к вам обратился клиент, он вам понравился, и вы решили с ним работать. В чем же состоит эта работа?

- Мы вместе с ним формируем его команду, помогаем сформулировать цели каждому ее члену и самому клиенту. Естественно, анализируем возможности, слабые и сильные стороны как его, так и его конкурентов. И уже исходя из этого выстраиваем "концепцию безопасности", то есть проектируем для него систему поведения, при которой он сам не "наступит на хвост" кому не надо, а вредить ему будет невыгодно ни для конкурентов, ни для коллег. В общем, не вдаваясь в подробности, скажу, что, обладая определенными технологиями, можно подготовить и конкретного человека, и его команду к достижению достаточно серьезных целей. Мало того, можно "помочь" конкурентам ослабить друг друга и усилить своего кандидата.

- К вам обращаются нынешние кандидаты в президенты?

- Мы же договорились о конкретных лицах не говорить... Да, обращаются. Но с большинством из них разговора не получается. Именно потому, что они, повторюсь, целью своей видят президентство как таковое. Говоря словами песни, не о Родине думают, а о себе. Отсюда аморфность и безликость программы. Отсюда - и их неготовность, как это ни странно звучит, работать над собой. Поясню. Они ориентируются исключительно на предвыборную кампанию как таковую. Им нужен имидж как некая красивая картинка, этакий фирменный лейбл, который можно быстренько наклеить. Они не хотят меняться ни в чем. Не хотят тренироваться, прислушиваться к специалистам, менять какие-то свои черты. Не хотят тратить время на работу с командой, делиться информацией. Подобный кандидат не хочет своим целям подчинить свою же сиюминутную жизнь, каждый свой шаг. Это - слабость. А значит, он не сможет подчинить свою жизнь интересам страны.

- Нет ли в имиджмейкерстве некоторого отрицательного этического подтекста? Ведь, создавая какой-либо образ, не всегда и не во всем совпадающий с оригиналом, вы помогаете манипулировать людьми, их мнением, их выбором.

- Конечно, здесь многое зависит от совести имиджмейкеров, консультантов. Если они хоть немного уважают себя, они не могут не думать о том, что после предвыборного театра начнется реальная жизнь, которая очень скоро развеет все иллюзии. В том числе те, которые чисто мифологически создавались имиджмейкерами. Увы, таковы законы жанра.

Предыдущая статья

21 декабря 1995

Москвичей готовили научным методом

Л. Сигал, "Общая газета"

Руководитель московского предвыборного штаба движения "Наш дом - Россия" приоткрыл обозревателю "ОГ" некоторые секреты феноменального успеха, одержанного НДР в столице.

Следующая статья

18 августа 1996

Телефон доверия президенту больше не отвечает

О. Герасименко, "Комсомольская правда"

Сегодня заканчивает свое пребывание в "Президент-отеле" предвыборный штаб Бориса Ельцина. Наш корреспондент наблюдал, как выносили мебель На десятый этаж "Президент-отеля", где с марта размещался предвыборный штаб Б.Н.Ельцина, я пробиралась три дня.