Статьи

01 мая 1998

На выборах второго места не бывает

Николай Петропавловский, Советник, № 5, 1998

Своими наблюдениями за изменением настроений избирателей в регионах делится ведущий эксперт, руководитель представительства фирмы "ИМИДЖ-Контакт" в Краснодаре Николай Петропавловский.

Сравнивая отношение к выборам в различных местах России, я был удивлен, насколько по-разному люди реагируют на весь этот процесс. За последние два года после президентских выборов произошли серьезные изменения в сознании избирателей вообще. Это уже другие люди. И потому сегодня старые штампы, те же подходы в нашей работе заведомо обречены на провал. Я наблюдал некоторые попытки решать проблемы в регионах, используя старый опыт, и... неудачи. У людей прошел угар от первых лет демократии, от выборов, когда обещалось много, а потом делалось мало.

И первая тенденция - политический нигилизм, отрицание выборов как способа решить свои проблемы, почти не осталось веры в то, что какой-то политик может изменить ситуацию, если только своей работой он не доказал обратное. Люди не видят конкретных результатов, декларации оказываются обманчивыми. В силу этого резко упала активность, во многих регионах выборы провалились из-за несостоявшейся явки. Кроме того, после длинной череды выборов различного уровня, избиратели ими уже пресытились. Пожилые люди с большей готовностью ходят голосовать. И при пониженной общей явке процент пожилых участников выборов постоянно увеличивается. Получается, что будущее страны выбирают люди, которые могут завтра умереть, а не те, которым жить дальше. В соотвествии с мировым опытом основу электората составляет средний возраст. В России ситуация смещена, и это тревожный синдром.

Вторая тенденция - люди практически перестали обращать внимание на политическую "окраску" кандидатов, теперь принадлежность к какой-либо партии - не главное, на первом плане деловые качества: репутация, имидж, особенно на выборах городского главы.

Из этого вытекает третья тенденция - люди научились разделять хозяйственников и политиков. Выбирая депутатов в Думу или мэра, они предъявляют совершенно разные требования к кандидатам. Дума - это место, где принимаются законы, отстаиваются интересы политических партий, и там нужны "говоруны", а мэр - это тот, кто занимается канализацией, дорогами, жизнеобеспечением и т.п. Два года назад такой дифференциации не было. Руководствовались одним принципом - был бы человек хороший. Сейчас же мэр должен быть не членом партии, а, прежде всего, отцом города.

Четвертая тенденция - в регионах сходит на нет популярность "заезжих генералов", оказывающих поддержку кандидату своим авторитетом. В Иркутской области об Александре Лебеде отзывались достаточно негативно: "Приехал учить нас, за кого голосовать". И такое же неприятие Геннадия Зюганова - на митинг с его участием в поддержку секретаря обкома КПРФ пришло человек 20. Два года назад такие митинги собирали огромные толпы людей. И дело не в том, что район относится к "красному" или "синему" поясу, а в том, что люди теперь предпочитают сами делать выводы, а не жить чужим умом. Мощная волна выборов, прокатившаяся по России, выработала у избирателей хороший вкус, они научились выбирать не по принципу - "кто громче крикнет", а исходя из собственного опыта. Они убедились, что депутат, два года проработавщий в Думе, зачастую уходит на какую-то должность в правительстве, забыв о нуждах своих избирателей, которые поверили обещаниям человека, на самом деле решавшего свои собственные проблемы.

Пятая тенденция - в России начали избирать богатых людей. Два года назад избрать "нового русского" мэром города - было бы просто смешно. Теперь ситуация изменилась, и дело не в деньгах, которые тратятся на выборы. Эти люди состоялись как предприниматели, у них уже есть определенная репутация. За них голосуют в основном потому, что во время хаоса, который царит в экономике, они сумели наладить свое производство, создать хорошо оплачиваемые рабочие места. Это люди самостоятельные и независимые, не принимающие эмоциональных или конъюктурно политических решений, знающие, как работает механизм экономики, куда идут деньги, где их воруют. До сих пор бытует мнение, что во власть идут, дабы урвать кусок. Но эти люди уже достаточно обеспечены. Например, в городе Черкесске мэр Станислав Дерев шутки ради повесил в приемной табличку "Со взяткой меньше миллиарда не входить". Это тот мэр, который сам денег не берет и никому из подчиненных не позволяет этого делать.

Шестая тенденция - с каждыми выборами в избирательных кампаниях все шире используется компромат. С одной стороны, это хорошо: если в биографии кандидата есть "темные пятна", то он недостоин занять ответственный пост, и об этом все должны знать. Но, с другой стороны, если и нет настоящего компромата - его можно создать и замарать даже ангела. Насколько это правильно - вопрос другой. Есть консультанты, которые на компромате строят всю свою работу. Мы всегда стараемся не выходить за рамки профессиональной этики. Кандидату, вывалянному в грязи, продолжать жить на этой территории. Хочу, приезжая в регион, общаться с друзьями, а не разбираться с врагами.


В Москве, по-моему, смутно представляют, что происходит за ее пределами. Из-за отсутствия объединяющих сил регионы развиваются по-разному: одни ушли вперед, другие отстали, у одних дела складываются успешно, у других - хуже. Лет через пять, думаю, все должно стабилизироваться. А сейчас вся страна в движении, и поэтому разница между регионами больше, чем сходство между ними - это затрагивает не только экономическую сферу, но и сферу ментальности. Россия в этом плане очень "пятнистая" страна, и это накладывает определенный отпечаток на работу с клиентами в каждом конкретном случае. При выезде на любое задание мы проводим 12 видов исследований и начинаем работу только после того, как узнаем, чем там люди дышат. Мы проводим достаточно стандартное социологическое исследование, но очень тщательно его готовим - от поиска интервьюеров до их обучения. Нельзя в регионе работать с приезжими интервьюерами. Если человек будет спрашивать "по-московски", это сразу заметят и дадут искаженную информацию.

Особенно это заметно на Кавказе. Попробуйте опросить нагайцев или карачаевцев, разговаривая с московским выговором, - они ничего не скажут, мило поулыбаются, наврут с три короба. А нужна "чистая" информация. Мы изучаем все газеты за последние пять лет. В них содержится очень много информации, помогающей понять ментальность, проблемы, фамилии элиты и контрэлиты, факторы и факты, известные местным жителям, а приезжим - нет. Мы работаем со статистикой последних 10-12 лет, ибо газеты - это мнение журналистов, а цифра объективна. Мы работаем с местными органами власти они концентрируют гигантское количество информации, которой нет ни в статистике, ни в газетах. Мы работаем с местной элитой - любыми неформальными лидерами - от уголовников до докторов наук, религиозных, политических деятелей. Все это нужно делать за неделю. Аналитическая часть очень хлопотна, но зато полученная информация помогает определить состояние области, района, города. Это дает возможность определить, есть ли у кандидата шансы на победу. В благоприятном случае это позволяет рассчитать единственно верную траекторию проведения кандидата к заветной цели. Это всегда абсолютно новая траектория, иногда очень неожиданная.

Часто я знаю обстановку в регионах лучше, чем местная элита, и могу сравнивать. К примеру, сильно отличается ментальность Краснодарского края и Якутии. Кандидат, который победит на выборах в Якутии, не пройдет на выборах в Краснодарском крае, и наоборот. Я пытался понять причины, которые заставляют делать людей выбор в пользу того или иного человека. Существует большое количество факторов, которые определяют ментальность.

Первое - это условия жизни, куда входит практически все: и климат, и особенности питания, воды, солнечного освещения, национального состава людей. Например, в Якутии якутов очень мало - примерно 10%, а основную массу населения составляют русские, белорусы, много татар. Вроде бы, можно было ожидать национальных коллизий. Но на самом деле - это оазис красивого советского интернационализма. И наш кандидат на встречах с избирателями спокойно говорил, что он немецкий еврей, и все воспринимали это нормально. В Краснодарском крае слово "еврей" - матерное благодаря губернатору Кондратенко, главному антисемиту России. Во всех неудачах края он обвиняет то местных евреев, то израильских, то московских. Люди поддаются его напору, для них приемлемая национальность - украинец или русский. На выборах никогда не победят адыгейцы, хотя в регионе их живет очень много. Один кандидат, человек очень известный и популярный, проиграл на выборах в Госдуму только потому, что он адыгеец.


Сильным фактором на выборах стало соседство. Якутия соседствует с Иркутской областью, Ставропольский край - с Чечней, которая сильно влияет на сознание людей. Понятия, которые в Якутии в иерархии ценностей стоят на первом месте, в Ставропольском крае перемещаются на 12-15-е, если вообще появляются. И актуальные вопросы - безопасности, будущего региона, экологии и т.д. - воспринимаясь по-разному, делают совершенно различными кампании, проходящие вроде бы в одинаковых условиях, но требующих абсолютно непохожих друг на друга методов, стилей. Потому-то мы ничего не предпринимаем, пока на месте не узнаем все. Ведь в выборах, в отличии от Олимпийских игр, второго места не бывает, есть только первое.

С ментальностью регионов связано и применение компроматов. В каждом есть свойственные только ему мнения, что считать положительными и отрицательными сторонами кандидата. В то, во что легко поверят на Кубани, никогда не примут на веру в Иркутской области. На мэра города Иркутска вылили компромат, что он вор. Никакого впечатления на жителей это не произвело, потому что исторически - это место ссыльных, и воровство не такой уж большой грех, а вот нравственные компроматы на коммунистов - например, нетрадиционная сексуальная ориентация - выглядели очень обидно в их глазах. Если составить рейтинг негативных качеств по разным регионам, получится совершенно разная картина. К примеру, в одном регионе главное негативное качество - нечестность, а в другом - воровство, а в третьем - еще что-то. Есть, конечно, какие-то общечеловеческие нормы, но приоритеты различны.

В России есть территории, "уставшие" от избирательных технологий. К примеру, Москва в этом плане очень искушена. Но есть - абсолютно "непуганные". Там у политконсультанта может возникнуть искушение работать очень просто. Но, как показал опыт, простое не всегда лучшее.

Следующая статья

01 мая 1998

Ошибки поучительны, а успех не впечатляет

Михаил Омский, Советник, № 7, 1998

Фирма ИМИДЖ-контакт, имеющая многолетний опыт организации и консультирования избирательных кампаний всех уровней, в Красноярске выступала в роли "чистого наблюдателя".