Библиотека
Статьи
01 апреля 2003
Как на «фабрике выборов» оптимизируется производство
Советник
Если придерживаться мнения, что выборы – это высокотехнологичное производство, то его логично оптимизировать. Что же позволяет оптимизировать избирательный процесс?
Рецепты предлагает Наталья Беленко, член Совета директоров КГ «ИМИДЖ-Контакт».
1. Ранний старт. Как ни парадоксально это звучит, но чем раньше начата кампания, тем рациональнее расходуются средства. И тем меньшей «кровью» можно обойтись: растянутые во времени технологии более дешевы, расценки в СМИ в «мирный» период отличаются от выборных на порядок. Кроме того, уверенный ранний старт способен отбить у потенциальных конкурентов желание вступать в борьбу, а у их спонсоров - оплачивать заранее проигрышное дело.
2. Конвейерное производство. Оптимизация здесь достигается за счет некоторого подобия «конвейера» - из «типовых деталей» собирается индивидуальный продукт. Так, если спонсоры–партнеры поддерживают сразу нескольких претендентов на выборную должность, то при увеличении общей суммы расходов на кампанию, каждый из кандидатов обходится дешевле.
Наиболее распространен вариант, когда список создается «под» безусловного лидера, авторитет которого распространяется на всю группу кандидатов. Примером могут послужить выборы в Областной совет Кемеровской области. Участники блока Тулеева опирались на авторитет и популярность этого человека, что позволило им успешно провести компанию, хотя многие из них, баллотируйся они самостоятельно, имели бы не очень высокие шансы на победу. На выборах в Городскую думу Магнитогорска местный металлургический комбинат предложил единый список из 29 кандидатов. Поддержка директора предприятия и сам факт того, что оно является градообразующим, обеспечили победу 22 депутатам.
Во время избирательных кампаний последних лет часто можно заметить, как кто-либо из кандидатов пытается использовать авторитет и популярность Президента РФ.
Свидетельства (порой убедительные, порой не очень) того, что их поддерживают различные авторитетные фигуры, приводят многие политики, идущие на выборы. Не обходится и без забавных казусов. На выборах в Госдуму РФ в Иркутске можно было видеть плакаты, где некоторые кандидаты изображены вместе с губернатором, благосклонно взирающим на претендента. Любопытно, что некоторые из этого числа были в то время в оппозиции главе региона и не могли рассчитывать на его симпатии – они просто использовали фотографии предыдущего избирательного цикла, когда такая поддержка действительно была.
3. Многостаночники. Существует и менее распространенный вариант, когда кандидаты формально ничем не объединены: представляют разные партии, разные социальные группы, но имеют непосредственное отношение к одному и тому же спонсору.
В этом случае есть смысл вести этих политиков одной политконсалтинговой командой, которая выступает как высокопрофессиональная головная структура и создает небольшие технологические группы в штабе каждого кандидата.
Такая организация работы позволяет: сконцентрировать в головной структуре узких специалистов – профессионалов высокого уровня (таких мало, и держать их при каждом кандидате неоправданно дорого); создавать яркие креативные продукты; активно эксплуатировать синергетический эффект (энергичный и регулярный информационный обмен между командами приводит к тому, что идея, тема, появившаяся на материале одного региона, реализуется или творчески развивается в других, создавая новое качество). В результате формируется своего рода - гипермозг, гиперкоманда; возникают эффекты «сквозных» межрегиональных событий при работе с разными кандидатами и в различных регионах, что придает событию более значимый вес.
Таким образом, за счет методологического руководства, опираясь на местные ресурсы, вполне реально сравнительно малыми усилиями добиваться хорошего результата.
Предыдущая статья
Следующая статья