Задать вопрос гостю

Гости

Гринфельд Михаил Соломонович

Бизнес-консультант, сертифицированный НЛП-тренер, координатор Совета Тренеров НЛП.
Тема интервью: «НЛП: инструмент манипуляции или ключ к эффективной коммуникации?»
Дата интервью: 08.07.2003 - 08.08.2003

Михаил Соломонович Гринфельд занимается НЛП с 1990 года. Один из ведущих специалистов в области Нейро-Лингвистического Программирования в России. Работает с ведущими западными и российскими компаниями. Специализируется на использование НЛП в маркетинге и менеджменте. Основатель и ведущий сайта NLP-Orange – www.nlp.ru

Избранные статьи Михаила Гринфельда можно прочитать в рубрике Библиотека на нашем сайте:

  • Нейро-лингвистическое программирование бизнеса / «Топ-менеджер», июль 2003
  • Карта будущего или управление изменениями при помощи NLP / «Сообщение», 1(26) 2002
  • НЛП и кризисный PR / «Yes!», осень 2001
  • НЛП и миссия компании / «Yes!» осень 2000
  • НЛП - тайное оружие рекламиста / «Yes!», осень 1999

Я плохо разбираюсь в НЛП, но хочу спросить Вас, Михаил, не станет ли НЛП, чем-то вроде ТРИЗ для г-на Викентьева? Я имею в виду раскрутку нового вида know-how в России и доведение PR-уровня персоны-преподавателя, т.е. Вас, до уровня "гуру" в данной технологии. Сколько в России специалистов данной технологии кроме Вас? И не могли бы Вы указать case-study конкретных фирм, где НЛП был применен с успехом, а может быть применяется повсеместно. // Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий.

Спасибо за вопрос. Боюсь, что я Вас расстрою, но я не претендую на роль Карла Маркса от НЛП. В России достаточно много специалистов в области НЛП, сколько точно - сказать сложно.

По поводу case-study конкретных фирм. Мне кажется не этичным пользоваться торговыми марками компаний без их санкций, но если данный вопрос Вас интересует, советую Вам приобрести последний (июльский) номер журнала Top-Manager, где опубликована моя статья «Нейро-Лингвистическое Программирование бизнеса» с комментариями топ-менеджеров различных компаний, в том числе российских представительств иностранных компаний, являющихся лидерами рынка. Эти комментарии посвящены опыту использования НЛП для совершенствования внутренних и внешних коммуникаций компаний.

Уважаемый Михаил!
Насколько я понимаю, НЛП технологии эффективно применяются именно в межличностной коммуникации. Не слишком ли преувеличены слухи об использовании этих технологий в массовой коммуникации? В частности, когода говорят о зомбировании и гипнозе телезрителей и тп. Марико // xxxxx

Здравствуйте, Марико.

Спасибо, что задали очень злободневный вопрос. Вы очень интеллигентно использовали словосочетание «преувеличенные слухи». В Вашем вопросе я вижу две части. Первая - насколько корректно говорить об использовании НЛП в массовой коммуникации? Вторая – приравнивание НЛП к зомбированию и гипнозу.

Своим ответом я бы хотел помочь Вам сформировать более четкое представление, что такое НЛП и что оно может, а чего не может.

Для этого для начала я позволю себе остановиться на причинах, порождающих миф о зомбировании, привести несколько определений и аналогий, а в конце лаконично отвечу на Ваш вопрос.

Как мне кажется, связь Нейро-Лингвистического Программирования с зомбированием проистекает из нескольких причин.

Первое: молодость самой дисциплины (первая книга по НЛП появилась в США в середине 70-х годов, а в России - в конце восьмидесятых). Даже большинство специалистов в области НЛП не могут дать корректного определения дисциплине, которой занимаются. Что же можно ожидать от неспециалистов? Второе: не очень удачное с психологической точки зрения название, которое ассоциируется с манипуляцией. Третье: умышленные спекуляции, имеющие своей целью ввести в заблуждение общественное мнение.

Четвертое: как мне кажется, НЛП основано на парадигме, достаточно сильно отличающейся от парадигмы, лежащей в основе современных гуманитарных «наук». Большинство гуманитарных «наук» занимаются поиском объективных истин, а НЛП проблема объективности не интересует. НЛП специализируется на описании «ментальных карт» и коммуникациях между ними. Причем, изначально признается ценность каждой «ментальной карты», без деления их на правильные и неправильные. НЛП ищет не истину, а эффективные модели.

Судьба НЛП не уникальна. Давайте вспомним эпитеты, которыми сопровождалось появление и развитие в нашей стране, скажем, кибернетики и генетики. Кибернетику называли «лженаукой», а генетику – «продажной девкой империализма».

Так что, как мне кажется, НЛП ещё сильно повезло. Наконец, пятая причина – не имеющая никакого отношения к НЛП: во многом благодаря желтой прессе и кинематографу создан миф о зомбировании и гипнозе. Суть этого мифа заключается в убеждении, что на улице к Вам может подойти человек, проникновенно посмотреть в глаза, одновременно телепатировать Вам свои команды или на худой случай их произнести. После чего Вы просто обязаны быть для него готовы на всё. Чтобы не мучиться, все то же самое он может проделать, используя телевидение.

С моей точки зрения, НЛП – это, прежде всего, междисциплинарный язык описания гуманитарных областей, например, психологии и педагогики, и социально-экономических дисциплин (маркетинговые коммуникации и коммуникации в области менеджмента). Данный язык дает возможность создавать эффективные модели как ментальности отдельно взятого человека, так и группы людей, а также моделировать три вида коммуникаций: человека с самим собой, с другим человеком, с группой людей. Как мне кажется, данные три вида коммуникаций могут быть рассмотрены как глубинная структура названных областей.

Использование данного языка описания позволяет алгоритмизировать (структурировать) различного рода деятельность, поэтому мне кажется, что более удачным было бы название Нейро-Лингвистическая Алгоритмизация.

Совокупность алгоритмов и образует НЛП-технологию. Она с успехом применяется при решении различного рода задач в маркетинговых и управленческих коммуникациях, психологии и педагогике. Например, существуют НЛП-алгоритмы выработки видения, миссии и ценностей компании, создания креатива брэнда, проведения совещаний, ведения переговоров и продаж, PR-деятельности, в том числе стратегического и антиаварийного PR.

Самым близким родственником среди междисциплинарных языков описания для НЛП является математика. Как известно, математику начинают учить с первого класса. Если человек владеет математикой, он может её использовать в благих целях, например, делая расчёты при строительстве дома, а может для того, чтобы обманывать людей. Математика – это инструмент, понятийный аппарат, набор правил и формул для осуществления той или иной задачи, которую ставит перед собой человек. НЛП – это тоже понятийный аппарат, набор правил и инструмент, который работает на поставленную человеком задачу. В этом смысле он ничем не отличается от математики. Если кто-то, кто владеет НЛП, хочет обмануть одного человека или группу людей, он может это сделать и при помощи НЛП. Если кто-то хочет установить хорошие, долгосрочные отношения или о чем-то договориться с одним человеком или группой людей, он также сможет это сделать с помощью НЛП. Марико, как и обещал, в заключении лаконично отвечаю на Ваш вопрос. НЛП может использоваться как для коммуникации с одним человеком, так и с группой людей, насколько экологично оно будет использоваться, завит от того кто и как будет его применять, а зомбирование телезрителей это просто миф .

Михаил, рассматриваете ли Вы возможность использования НЛП-технологий, как инструмента внутрикорпоративного регулирования, т. е. возможно ли создать и поддерживать систему долгосрочного эффективного кадрового регулирования на основе НЛП? // Павел

Павел, здравствуйте.

Да, я рассматриваю возможность использования НЛП для совершенствования корпоративных отношений вообще и работы с персоналом в частности. Более того, во многих компаниях НЛП активно используется именно в этих целях. В частности техники НЛП могут быть полезны для подбора персонала, разработки видения, миссии и ценностей компании, корпоративной культуры, проведения совещаний, улучшении внутрифирменных коммуникаций, внутрифирменных стандартов и т.п. Важнейшим конкурентным преимуществом НЛП является то, что оно задаёт единый язык описания и единую систему координат внутри компании. Разные уровни управления и различные отделы компании начинают лучше понимать друг друга, т.к. у них появляется возможность описывать стоящие перед ними задачи и способы их решения в единой системе терминов.

Автор: