Задать вопрос гостю

Гости

Кириченко Леонид Андреевич

Ведущий эксперт КГ «ИМИДЖ-Контакт» по российскому избирательному законодательству. Тема разговора: ««Спецсредства» избирательного законодательства»
Дата интервью: 29.01.2003 - 28.02.2003

Леонид Андреевич Кириченко - доцент Московского физико-технического института, кандидат физико-математических наук, с 1988г. занимается теорией принятия решений и изучением отечественного избирательного законодательства.

Автор около 50 публикаций в периодических газетах и журналах (газеты: «Россия», «Гражданская мысль», «Известия», «Московские новости», «Новые известия», «Общая газета», «Литературная газета», «Независимая газета», «Интерфакс – Время», «Время МН»; журналы: «Огонек», «Новое время», «Со-Общение», «Советник» и др.) С избранными работами Леонида Кириченко вы можете ознакомиться в рубрике Библиотека.

Как Вы расцениваете ситуацию с роспуском Красноярского избиркома? Действительно ли он поступил неправомерно? Вообще по каким признакам избирком может признать выборы несостоявшимися? И имела ли право ЦИК отменить решение Красноярского ЦИКа и признать выборы состоявшимися?// Андрей

Свою оценку я развернуто изложил в газете "Время МН" в октябре 2002г. Она имеется на сайте «IMAGE-Contact». Если кратко - то поступали неправомерно все. Кандидаты неправомерно превышали заведомо недостаточный избирательный фонд, крайизбирком неправомерно преступил нелепую норму закона о выборах губернатора и закона о гарантиях избирательных прав, ЦИК - прямо нарушил Конституцию, конституционное разделение полномочий федерального центра и субъекта федерации.

Крайизбирком не признавал выборы несостоявшимися (для этого должно быть хотя бы одно из двух оснований - недостаточная явка избирателей или победа строки бюллетеня "Против всех кандидатов". Ни одного основания не было).

Крайизбирком признал результаты выборов недействительными. По закону он имеет это право, но только за нарушения, произошедшие в день голосования или при подсчете голосов. В своем решении крайизбирком ссылался на нарушения в ходе компании. Именно в этом он нарушил закон.

Конституция устанавливает, что проведение выборов губернатора - дело именно этого региона, а не федерального центра. Дело ЦИКи - федеральные выборы, на которых ЦИК командует крайизбиркомами, но только на них. Но в закон о гарантиях избирательных прав включили невнятную норму, что по жалобе (кого угодно, даже специального штатного жалобщика в аппарате ЦИК) ЦИК "вправе принять решение по существу жалобы". Это значит, что ЦИК может отменить результаты любых региональных выборов и установить свои, на взгляд ЦИКи более правильные. Например, если бы была установка добиться признания победившим Усса, то ЦИКи достаточно признать недействительными итоги голосования на тех участках, где победил Хлопонин. Тогда победителем "законно" стал бы Усс. Такой у нас закон и такое понимание конституции.

Не могли бы Вы уточнить, что вообще входит в разряд "спецсредств" избирательного законодательства? // Александр

Приставка "спец" используется как эвфемизм, когда не хотят раскрывать существо дела. Вспомните "спецпаек", спецконтингент", "спецобслуживание". Даже на Дубровке сначала отрицали применение газа, а говорили о применении "спецсредств". Потом признали, что это все-таки был газ.

Я же употребляю это слово с иронией, так как, наоборот, хочу не скрывать, а указать на скрытые в законе возможности фальсифицировать выборы, оставаясь в рамках закона. Они вставлены в закон с согласия всех думских фракций для сохранения нынешнего положения как власти, так и депутатских мест, независимо от реального голосования избирателей. Достаточно указать, что предусмотрено безнаказанное изготовление лишнего тиража открепительных удостоверений, безнаказанное многократное голосование одного человека с помощью этих удостоверений, безнаказанная замена протоколов об итогах голосования более правильными.

Не могли бы вы пояснить, для чего в избирательном законодательстве одним Губернаторам и депутатам сроки пребывания у власти удлиняют, другим сокращают. А теперь вновь "удлиненным" сокращают? К чему такая игра? // Теплова Оксана Александровна

Отвечу кратко, не для чего, а для кого именно. В интернете можно найти признания депутатов, для переизбрания каких именно президентов и губернаторов изменяли эти нормы. После переизбрания желательных губернаторов лазейку приходится закрывать, чтобы не прошли нежелательные…

Ваша оценка использования "спецсредств" на предстоящих выборах в Государственную Думу. Считаете ли Вы возможным проведение "чистых" избирательных компаний, или мы опять будем свидетелями новых шедевров "черного PR" ? Ваш прогноз на расстановку политических партий в новом составе Госдумы.// Середа-Дальский Виктор Даниилович

Если Вы интересуетесь моральной оценкой, то считаю, что это нехорошо, даже сильно нехорошо. Если Вас интересует, будут ли они применены, - только в случае надобности.

Если народ сам проголосует как надо, то спецсредства не будут использованы, но останутся в законах в полной боевой готовности…

Вся полемика о "черном PR" и "чистых избирательных технологиях" используется для отвода глаз от главного. Нарушения избирательных законов и уголовного кодекса будут всегда. Некоторые граждане идут на это вполне сознательно, если считают, что выгода превышает риск. Одним усовершенствованием и ужесточением законов и кодексов этому помешать нельзя.

Я сам не занимаюсь проведением опросов граждан, а пересказывать по памяти результаты последних опросов разных центров считаю неправильным.

Уважаемый Леонид!

Объясните, а что вообще происходит с нашими избирательными правами? Мы движемся по пути развития или все же сворачивания наших прав и возможностей? Поговаривают, что губернаторов будут не избирать, а назначать... Это значит полный контроль сверху и долой мнение народа на местах? Кому это нужно?// xxxx

Наши (чьи именно?) избирательные права диалектически развиваются: - у 100 миллионов избирателей стремятся к нулю, у ЦИКи и лидеров думских партий безудержно растут.

Наверное, скоро на совещании ЦИК и лидеров партий в Администрации Президента будет формироваться состав Госдумы на новый срок. Согласие народа будет подразумеваться автоматически.

Подвижек в этом направлении много.

Один видный демократ предлагает приводить избирателей на участки насильно, иначе штраф. Другой видный демократ, любимец народа хочет украсить Москву статуей видного демократа Дзержинского. Третий видный демократ срочно взялся организовать поголовную перепись с адресами всех тех москвичей, кто с этим украшением не согласен. Как видно, все они думают о народе, о его правах, в том числе и избирательных.

Кстати, изучение текста закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" показало, что в название закона, похоже, вкралась опечатка. На самом деле название закона должно звучать так: "Об основных гарантиях аннулирования избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Мне кажется, что Вы не правы, когда говорите "долой мнение народа на местах". Даже если все выборы будут отменены, никто и не предлагает "долой мнение народа на местах". Наоборот, мнение народа на местах останется там же, при нем.

Как и Вы, я теряюсь в догадках, кому же это нужно…

Автор: