Задать вопрос гостю

Гости

Новодворская Валерия Ильинична

Лидер партии Демократический союз России, член редакционной коллегии еженедельника «Новое время».
Тема интервью: «Выборы - благородное дело получать голоса бедных за деньги богатых?!» Дата интервью: 22.05.2003 - 22.06.2003

Автор многочисленных статей и публикаций в печати; автор книг «По ту сторону отчаяния», «Над пропастью во лжи», «Мой Карфаген обязан быть разрушен». Эксперт Партии экономической свободы. Читает лекции по истории, художественной идеологии и истории религии в вечернем частном лицее.

Вплоть до 1996 года Валерия Ильинична подвергалась судебным обвинениям в диссидентской деятельности, публичном оскорблении чести и достоинства Президента СССР и оскорблении государственного флага, умышленных действиях, направленных на разжигание национальной розни. Против В.И. Новодворской было возбуждено уголовное дело за призывы к насильственному свержению государственного или общественного строя.

Избранные статьи Валерии Ильиничны можно прочитать в рубрике Библиотека на нашем сайте.

Уважаемая Валерия Ильинична.
Меня очень интересуют вопросы, связанные со СМИ, не могли бы вы рассказать о том, что вы думаете о роли СМИ в коммуникативной подсистеме политсистемы России. Буду вам очень признательна.
С уважением, Татьяна // панарина татьяна сергеевна

Жаловаться теперь не на кого: цензуры нет, диктатуры нет. Была торная дорога и к честной свободной прессе, и к демократии. А самоцензура, и самоедская война, и вранье, и лесть, и леность, и коррупция, и шовинизм не навязаны, но милостиво приняты властью. С 1991 года и страна, и ее пресса живут по формуле: «Что посеешь, то и пожнешь. (Новое время №32, 2000) А пропаганда в современном мире, я думаю, так же омерзительна, как 2 тыс. лет назад была омерзительна, как раз когда она привела к распятию Христа. Потому что пропаганда как раз заключалась в полной чуши, что он собирается быть царем иудейским, что он собирается занять какую-то должность, что он хочет Риму налоги перестать платить. Там хватало вариантов этого черного пиара. Я являюсь лидером политической партии, "Демократический союз" никогда за все 13 лет своего существования ни на один день не занимался пропагандой. Только мессианской деятельностью, пропагандируя либеральные западные ценности, общечеловеческие, и не собираясь за счет своей деятельности что-то получить, наоборот, отстраняясь от участия в выборах, от возможности куда-то сесть. Поэтому я думаю, что мы как журналисты и как граждане должны исключить эту пропаганду из своего обихода. Это, прежде всего, признак примитива и дурного воспитания. Если мы адресуемся к быдлу, тогда нужна пропаганда. Те, кто президентскую кампанию Путина делал, явно адресовывались к быдлу. Они оказались правы, быдло за Путина и проголосовало…

(радио «Эхо Москвы», 2001)

Нас всегда терзало нездоровое любопытство: как поведет себя четвертая власть, если все остальные власти от нее отвернутся, то есть не только вторая и третья, но даже та, самая первая, заветная, президентская. Что будет в «миг расставания, в час платежа, в день увядания недели», когда подломится тот самый сук, гарант конституции, на котором мы 7 лет просидели, и не останется ни одной соломинки, за которую можно уцепиться, и гарантами конституции станут СМИ - последней линией Мажино, последним клочком твердой земли среди ледохода, Фермопилами либерализма, «западничества» и антикоммунизма среди наступающих орд? Теперь мы знаем ответ. Попробовали - убедились. Реакция СМИ напоминает даже не организованную ретираду, а паническое бегство - без раненых и знамен. Очная ставка с советской действительностью и своей собственной советской сущностью, все еще выглядывающей из нас, как злодей из окна респектабельного буржуазного дома, оказалась непомерным испытанием для хлипких, мыслящих, тростниковых журналистских душ. Они повели себя, как герой Ильфа и Петрова: «Сознался наш Скумбриевич. Очной ставки не выдержал». Выдал, гадюка!

Потому что поверх абсолютно несущественной информации о ходе всероссийского потопа: кого еще назначили вице-премьером, коммуниста или агрария, и с чем он будет бороться, с промышленностью или сельским хозяйством, будет ли он строить Госплан или Вавилонскую башню; кого станут раньше разводить аграрии: яйцо или курицу, - льется ультразвуковой поток отчаянных сигналов. Сигналы понятны всем, от Москвы до Вашингтона: нет гражданского общества, гражданской позиции, стойкости, человеческого достоинства, сил протеста - не левого, но правого. Словом, вместо «осветленного простора поднебесий» вдруг у прессы главным занятием стали «томления рабьих трудов».


Вообще считается, что журналисты не должны заниматься политикой, что не их это, журналистов, дело, они должны объективно фиксировать окружающий их мир, каким бы чудовищным этот мир не был. Но в России так не получается. И по-моему так не получалось в Чехословакии в 68-м году, когда советские оккупанты просто закрывали студии, иногда уничтожая просто журналистов. Об этом мало кто знает, что там были человеческие жертвы. То же они делали в Венгрии в 56-м году. А в Вильнюсе, как вы помните, они начали с взятия телебашни, самый главный был объект - это вырубить этот свет гласности. То есть везде, куда является государственное насилие, разные там кэгэбисты и чекисты, и коммунисты, они начинают со свободы слова. Поэтому так не выйдет фиксировать и ничего не предпринимать. И сегодня у нас происходит нестандартная вещь в стране. Страна уперлась. Вот этот откат, отлив (реставрация - это отлив ведь всегда), он налетел на риф. И этот риф - это свободная журналистика. Об нее пока, об эту журналистику разбиваются волны насилия, и НТВ стоит как скала, как плотина. Если рухнет эта плотина, будет такое наводнение, что мало не покажется. .. Журналист должен отстаивать единственное государственное устройство, которое совместимо со свободой, либеральную модель капитализма, западные ценности, свободу, демократию.


В России журналист должен быть там, где власть никуда не годится, как у нас, он обязан быть против власти. Он не может быть нейтральным, потому что если он нейтрален, значит он не делает выбор между добром и злом. А какая же это журналистика, и какая же это гражданская позиция, если ему по фигу, что добро, что зло?


Журналист должен любить свободу. Это его вклад на алтарь этого самого патриотизма.


Журналисты - они санитары леса. И граждане - они тоже санитары леса. Они должны стоять и смотреть, не идет ли государство нарушать права человека, потому что у любого государства, даже у самого цивилизованного, всегда есть такое стремление. В нашем случае - это беспредельное стремление. Но и в цивилизованных странах журналисты не занимаются тем, что восхваляют президентов, конгрессы, сенаты, парламенты, я что-то не слышала, чтобы там кто-то покупал такого рода издания. Во Франции самое популярное издание "Конахен Шене", такая утка на цепи, если дословно перевести, у них, у этих журналистов "Конахен Шене" по восемь исков в неделю от оскорбленных депутатов, министров, вот их покупают. Я не знаю, кто покупал бы такую газету как "Российские вести", кажется, они называются, и кто бы там смотрел канал РТР, их политические программы, и ОРТ. Просто они прогорели бы на Западе, где все самоокупается, никто бы смотреть не стал…

("Герой дня" 7 апреля 2001)

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, планируете ли Вы на ближайших выборах расширить целевую аудиторию Вашей партии? Будет ли сделан акцент на привлечение молодежи в ряды вашей партии? // Ольга

Партия обязана бороться за наше безнадежное дело - за свободу и за западный вариант российской демократии… «Демократический союз» - часть тех самых 10% россиян, которые выступают за европейские ценности, за свободу, собственно законность, и против нынешней чекистско-большевистской власти… (радио «Эхо Москвы», 2001)

Названное вами поколение - молодежь - очень разное: это «Идущие вместе», которые прямо из роддома вместе пошли продаваться, казалось бы, революционная молодежь, протестный возраст, а в остатке что? Майка с Путиным на груди, бесплатный вход в интернет да билет в кино очень недорого. Вторая категория еще хуже - маляровский контингент, нацболы, «антиглобалисты», протестующие так, что лучше бы они дома Богу молились. Если подобный идиотизм на Западе устоев не колеблет, если дети 68-го года имели время остепениться, то у нас времени в запасе нет, общество слабое, любая подножка может его просто рассыпать. Ну и третий контингент - в РГГУ, простите, в средоточии либерализма, оппозиционности, в университете, организованном по западному принципу. Некоторые студенты от Сталина в полном восторге. Я уже не говорю про поколение Next, которому абсолютно все безразличны - фашисты, коммунисты, демократы, - платили бы деньги. И ничтожный процент идейных членов радикальных антимилитаристских организаций, молодежных "Яблока" и СПС, кто ходит на антивоенные митинги.

(Консерватор, 4 апреля 2003)

Здравствуйте!
Интересная формулировка вопроса - голоса бедных за деньги богатых... Вы имеете в виду, что голоса покупают? Или что выборы доступны только богатым, а остальные решают, как бы повыгоднее продать свой голос? Вы тоже ведете предвыборную деятельность и как для себя решаете этот вопрос? Спасибо. // Нина Матусевич

Уважаемая Валерия!
Признаюсь, вы всегда были для меня безумно интересным человеком и женщиной. Поэтому я достаточно пристально наблюдаю за Вами. Вопрос - не планируете ли Вы в рамках своей предвыборной кампании поездку в Саратов? Мы могли бы встретиться и обсудить мое возможное членство в Вашей команде? // Еремей Евгеньевич

Уважаемый Еремей Евгеньевич, по вопросам предвыборных поездок Валерии Ильиничны вы можете связаться с ее помощником Анатолием Забелиным, т. 505-3799.

Валерия, что дает Вам силы в борьбе?
Буду очень признателен за ответ. // Вениамин

Я отношусь к России как к инвалиду. Я как врач у постели больного. Я обязана ее беречь, воспитывать, реабилитировать. То есть я дала клятву Гиппократа. Эта любовь более чем странная. Здесь больше поводов для ненависти, чем для любви. Тем не менее за муки полюбить можно - если ненавидеть государство и любить страну, если любить литературу и не любить народ, а любить жертвы этого народа и отдельно взятых индивидуумов, которые здесь все пропадают, как, впрочем, пропадали всегда. Россия стоит на взаимоисключающих культурных традициях: на славянской, скандинавской, ордынско-византийской, традициях дикого поля. Так вот, носителей скандинавской традиции здесь меньшинство, не более пяти процентов. Вот ради этих пяти процентов стоит здесь жить.

(Независимая газета, 29 марта 2001)

А где же ответы? // Максим Герасимов

Уважаемый Максим, напряженный график Валерии Ильиничны не позволил ей пока ответить на вопросы посетителей сайта. Потому в настоящий момент мы можем предложить Вам ответы только в данном виде.

Автор: