Зеркало прессы

14 марта 2000

Обманутые надежды

А.Остапчук, Е.Красников, "Московские новости"

Единственная пропагандистская "спецоперация", о которой удалось узнать "МН", касается голосования "против всех". В ситуации предопределенных предпочтений в штабе Путина больше всего опасаются неявки избирателей и, как следствие, срыва выборов. Поэтому в качестве протестной альтернативы россиянам исподволь внушается мысль о необходимости в любом случае прийти на участок - хотя бы для того, чтобы проголосовать "против всех". Считается, что это никак не ударит по электорату и.о. президента, зато обеспечит его избрание уже 26 марта. Собственно, цель операции можно считать уже достигнутой. В метро и магазинах люди объясняют друг другу, что "нужно прийти и проголосовать хотя бы против всех, а то твой бюллетень используют для фальсификации". Почти такая же напряженная тишина царит в штабе лидера коммунистов Геннадия Зюганова. Внешне здесь все по-прежнему, как в 1996 году. Возглавляет штаб заместитель Зюганова Валентин Купцов, концептуальное наполнение кампании обеспечивает член ЦК КПРФ Виктор Пешков. Но есть существенное отличие: коммунисты наконец уяснили пользу современных избирательных технологий. По мнению аналитиков, сейчас из уст коммунистического вождя звучит гораздо меньше гулких слов, а лозунг "Банду Ельцина под суд" сменил "Достаток в доме". Даже рекламные ролики Зюганова избавились от замшелого налета ортодоксии: они явно сделаны специалистами. Правда, информация о том, кто именно снимал ролики этого кандидата, является самым большим секретом партии. Известно, что одно время зюгановцы вели переговоры с "Никколо М". Эта информация никак не противоречит сотрудничеству известной консалтинговой фирмы с и.о. президента. Дело в том, что в стане Путина Зюганов отнюдь не рассматривается как серьезный соперник. Более того, чтобы повысить интерес к выборам, Кремль, как утверждают источники "МН", готов даже "подраскрутить" лидера коммунистов. Понятно, что профессионалы-имиджмейкеры понадобились коммунистам не от хорошей жизни. Эксперты КПРФ уяснили, что расширить зону влияния Зюганова можно только за счет так называемого умеренно-патриотического электората. Но коммунисты оказались совершенно не приспособлены к работе с этой частью избирателей и к тому же столкнулись с давкой на облюбованном поле: здесь уже "паслись" их бывшие союзники Алексей Подберезкин, Станислав Говорухин, Аман Тулеев. В ЦК компартии поняли, что дальше заниматься "самолечением" просто опасно, пора искать хорошего "доктора". Примечательно, что к такому же выводу пришли и у Григория Явлинского, которому прочат третий результат. Сегодня на него работает целая команда профессионалов. Прежде всего это PR-агентство "Тайный советник", которое было создано в 1995 году. "Яблоку" "тайных советников" порекомендовали люди Бориса Громова, которому это агентство помогло избраться губернатором Подмосковья. Пока в штабе Явлинского довольны сотрудничеством. По словам одного из влиятельных штабистов, "нам нравится, что у Явлинского исчез назидательный тон, снят негатив и раздражение, изменилась даже жестикуляция". Самарскому губернатору Константину Титову, похоже, повезло меньше. Некоторые его союзники весьма раздражены работой известной фирмы "Имидж-контакт". Как рассказали корреспонденту "МН" в "Демократической России", следующей с некоторых пор в фарватере Титова, сотрудничество с "Имидж-контактом" придало самарскому губернатору "инфернальные черты". Теперь он критикует всех своих соперников - от Зюганова до Путина. Из-за его позиции оказались сорваны переговоры о выдвижении единого кандидата от демократических сил. Не то чтобы в штабах Титова, Явлинского, Памфиловой и Савостьянова действительно рассчитывали достичь на этот счет согласия, но сами переговоры были удобным поводом для "раскрутки" каждого из участников. Конечно же, после того как обычно миролюбивый Титов предложил Явлинскому (рейтинг которого сейчас значительно выше) снять свою кандидатуру в его пользу, о дальнейших консультациях с лидером "Яблока" речь больше не идет. Обижены и остальные потенциальные союзники. Впрочем, окончательный вывод о том, вред или пользу принес "Имидж-контакт" своему самарскому клиенту, можно будет сделать только после 26 марта.

Кроме первой четверки, большинство остальных кандидатов не видят ни возможности, ни необходимости пользоваться услугами известных рекламных фирм. Оно и понятно. "Наполняемость избирательных фондов", как изящно выражаются штабисты, весьма низка: денег на рекламу попросту нет. Впрочем, кандидатов-аутсайдеров это не слишком сильно огорчает. Они готовы к "экономичной" кампании и намерены без затей использовать бесплатное эфирное время для прямых обращений к избирателям.

Предыдущая статья

01 марта 2000

Грядет ли "коллективный монарх", или кто и как манипулирует будущим

"Журналист", 1 марта 2000

Русский князь - родоначальник PR? - 70-летняя акция по публичному воздействию - СМИ во чреве технологий - Никаких выборов нет, но есть формирование образа новой власти - Демократия - уходящая социальная формация - Почему 18 человек читают одну газету? - Нас спасет профсоюз капиталистов?

Следующая статья

17 марта 2000

Интервью

Ведущий Меркулова, "Эхо Москвы"

Беседа о развитии рынка PR в России и за рубежом. В беседе принимают участие: Крис Макдаул, Вероника Моисеева, Алексей Ситников, Илья Кузьменков.