Зеркало прессы

10 апреля 2001

Кандидатов поддерживали словом и делом

В. Протасов , "Независимая газета"

Очередной тур губернских выборов был отмечен беспрецедентными скандалами Избирательную кампанию в Тульской области без преувеличения можно назвать одной из самых напряженных по накалу борьбы в России. По приблизительным оценкам, количество предвыборных газет и агитационных материалов, выпущенных на каждого избирателя штабами кандидатов, составило по меньшей мере 5 млн. экз. Поэтому нынешнюю губернаторскую гонку некоторые наблюдатели окрестили "войной газет".

Еще одной особенностью тульских выборов стало активное участие в них московских политических кругов, поэтому отдельные кандидаты вели агитацию с московским размахом.

Первоначально на старт предвыборной гонки вышли пять претендентов, среди которых два московских политика - внук генсека Андрей Брежнев и экс-министр экономики в гайдаровском правительстве Андрей Нечаев. После того как последний снял свою кандидатуру за несколько дней до голосования, претендентов осталось четверо, хотя реально рассчитывать на серьезный результат могли лишь нынешний руководитель области Василий Стародубцев, генеральный директор ОАО "Центргаз" Виктор Соколовский и глава Ленинского района Андрей Самошин.


34-летнего главу одного из районов области Андрея Самошина можно назвать "гадким ребенком" тульских выборов. Стартовав раньше других кандидатов и первым начав газетную агитацию, он сумел резко набрать обороты и уже спустя месяц после начала кампании стал лидером социологических опросов. Неожиданным для остальных соперников явилось то, что у молодого кандидата быстро наполнился избирательный фонд, куда перечислили средства дорожно-строительные компании из Сибири, работавшие в его районе.

За полтора месяца до окончания предвыборной гонки Андрей Самошин обрел еще более солидных покровителей из Москвы. Его кампанию повели консультанты из известной имиджмейкерской фирмы "Имидж-контакт", агитационные материалы печатались в Москве, а сам кандидат стал появляться на центральных телеканалах. До сих пор неизвестно, какие политические силы стали двигать кандидатуру Самошина. Среди его московских покровителей, с которыми он был запечатлен в агитационных материалах, оказались Валерий Манилов и Анатолий Шпак, Владимир Шаманов и Леонид Шебаршин. Избирателям внушалась мысль о том, что Андрей Самошин - представитель военных, идущих во власть под лозунгами порядка, диктатуры закона, провозглашенными Владимиром Путиным.

Чем ближе подходила к концу избирательная гонка, тем масштабнее и дороже были пиар-акции молодого кандидата: дорогостоящие красочные плакаты, концерты суперзвезд эстрады. Апофеозом его кампании стал концерт Аллы Пугачевой, транслировавшийся из Тулы по двум центральным каналам в течение двух часов. В результате вещание из Москвы на Тульскую область было перекрыто. Пожалуй, такого размаха не было ни у одного из кандидатов в губернаторы на всех прошедших в прошлом и нынешнем годах провинциальных выборах.

Тульские выборы уже успели назвать одними из самых грязных и скандальных. Это определение вряд ли было бы уместно, если бы не события, произошедшие в последнюю неделю. Когда команде Андрея Самошина стало ясно, что ресурс для роста его рейтинга исчерпан, был разработан план по повышению интереса к его кандидатуре через демонстративное снятие облизбиркомом популярного политика с дистанции на основании нарушений оплаты рекламной газетной площади с последующим восстановлением истины в суде.

Слухи о скором снятии молодого соперника Стародубцева с дистанции, теперь уже связанном с оплатой изготовления рекламных щитов, не ослабевали. В пятницу вечером к зданию областной администрации, где располагается Тульский облизбирком, с воем сирен и проблесками сигнальных маячков подкатила кавалькада из двадцати с лишним автомобилей с московскими, в том числе и правительственными номерами.

Неизвестные люди, имевшие при себе оружие, смяв охрану здания, проникли в него и направились на заседание контрольно-ревизионной службы, которая должна была рассматривать представленные финансовые документы. В результате заседание было сорвано. Подкрепление из сотрудников СОБРа, УФСБ, милиции, вызванное к местному Белому дому, блокировало выход из здания, и незваным гостям пришлось ответить на вопросы следователей, поскольку по факту воспрепятствования работе избирательной комиссии прокуратурой области было возбуждено уголовное дело. Как оказалось, в числе сторонников Андрея Самошина, которые на самом деле пытались помешать работе избирательной комиссии, значились руководители и сотрудники "Легпромбанка", сотрудники частного охранного предприятия, инкассаторы, прапорщик ФСБ и даже генералы - отставники из спецслужб. Один из сторонников Андрея Самошина после стычки с руководителем местной телекомпании попал в комнату предварительного заключения, где ему было предъявлено обвинение.

Случай неприкрытого вмешательства московских политических и финансовых структур в губернаторские выборы на стороне одного из кандидатов вызвал отток голосов сторонников Андрея Самошина, который проиграл Василию Стародубцеву почти 20%. Действующему губернатору всего менее процента голосов не хватило для победы уже в первом туре выборов. Во втором туре борьба между Василием Стародубцевым и Андреем Самошиным продолжится и обещает быть не менее жесткой.

Теперь наблюдатели ждут дальнейшего развития событий. По мнению некоторых из них, московские покровители Самошина могут пойти на срыв выборов вообще. В результате кандидат будет снят с дистанции, а следующие выборы пройдут лишь через полгода. А до этого времени исполняющим обязанности губернатора области будет тот, кого назначит указом президент.

Предыдущая статья

14 января 2001

Сколько стоит PR-агентство

Ю. Зайцева, www.rupr.ru

Методика оценки агентств по связям с общественностью достаточно спорна в силу большой составляющей интеллектуальной собственности. Остальные критерии складывается из объема текущих контрактов, опыта и репутации. Несомненно, имидж победителя значительно повышает "вес" компании. "Известия" - Медиа" на основе опубликованного в прошлом номере рейтинга представляет экспертную оценку пяти ведущих агентств рынка.

Следующая статья

11 октября 2001

Профессиональный уровень региональных специалистов по PR необходимо повышать

www.smi.ru

Создание региональной сети «паблик релейшнз» (PR) является закономерным этапом в развитие PR-бизнеса, -- считает генеральный директор компании «Имидж--Контакт» Виктор Гафт.