Зеркало прессы

01 января 1993

Свита играет короля, а он играет свитой

А. Челноков, "Элита"

"В тот день, когда я уйду с работы, мой телефон раскалится от звонков очень известных людей, которые предложат мне сотрудничать "на любых условиях". И это не блеф, такие предложения уже были"

Человека, произнесшего эту фразу, называют душеприказчиком Бориса Ельцина, его тайным психоаналитиком и, более того, — "вторым Распутиным". Он слывет за лучшего в стране специалиста по гипнозу, психологической обработке — одним словом, зомбированию.

Этот человек — Алексей Ситников — президент фирмы "Имидж-контакт", эксперт Высшего экономического совета Президиума Верховного Совета РФ и заведующий лабораторией прикладных психотерапий Российской академии управления. Но это, как понимаете, лишь лицевая сторона его профессионального поприща...

Жизненная канва Ситникова сплетена с биографиями десятков других провинциальных вундеркиндов: спецшкола для одаренных детей, учеба в университете, научно-исследовательский институт, диссертация. Но в отличие от незаурядных сверстников Ситников, учась на биологическом факультете Новосибирского университета, обнаружил мощный гипнотический дар.

Несколько лет назад его способности стали использовать отечественные спецслужбы. Уровень возможностей молодого ученого определял уровень его контактов: не будучи штатным сотрудником, он получал задания непосредственно от первого заместителя председателя КГБ СССР. Это позволяет ему сегодня без ложной скромности заявлять: "Я основной специалист в России по психологической обработке, зомбированию".

Назвать персоналии, с которыми приходилось работать, Ситников категорически отказался: "Оказываясь по сути в положении душеприказчика, я слишком много узнаю о попавшем в "работу "человеке и его близком окружении. А первыми, как известно, умирают болтливые конфиденты". Однако вкратце рассказал мне о методах работы:

— Высокопоставленные лица советуются со мной во всем — от сексуальных отношений с любовницей до манеры держать себя перед телекамерой. Короче, на время контракта я становлюсь и семейным психоаналитиком, и специалистом по имиджу.

Скажем, президент одной из республик СНГ приглашает меня советником по имиджу. Я должен присутствовать на всех переговорах; анализировать обстановку, президентское окружение; давать рекомендации по подбору команды; ставить защиту от негативного психологического воздействия, направленного на него; проводить психообработку нужных людей. И, кроме того, чтобы работа оказалась эффективной, как психоаналитик я должен знать мельчайшие биографические подробности своего клиента, вплоть до того, например, что он когда-то в детстве украл 5 рублей.
Однако же — о "феномене Ситникова". Конечно, кремлевский душеприказчик ничем не напоминает полуграмотного "святого старца" Распутина. Помимо университетского диплома, Ситников имеет еще три, в том геле престижный Международный сертификат известного калифорнийского психоаналитического центра Джона Гриндера и Джудит Делозье. Он знает — и не понаслышке — всех выдающихся западных специалистов в области паблик рилейшнз. Известность в научном мире ему обеспечила оригинальная психотехнологическая методика, которая грозит взорвать традиционные представления о природе лидерства, утверждая — ни много ни мало — о возможности создания инкубатора гениев во всех сферах человеческой деятельности.

Методика Ситникова является прикладной — и уникальной по сути — частью акмеологии ("акме" в переводе с греческого — вершина) — науки о вершинах профессионального мастерства, фундамент которой был заложен еще в начале века русским ученым Николаем Рыбниковым. Молодой ученый и гипнотизер Алексей Ситников пошел нетореной дорожкой. Исследуя глубины подсознательного десятков испытуемых, он вычленил те психологические параметры, которые сделали их асами в своем деле. Например, обследование ряда лауреатов Нобелевской премии выявило их общую черту: они видят и анализируют окружающий мир как бы из будущего. В принципе такому "взгляду из будущего" можно научить любого человека — сначала механически, "на пальцах", а затем под воздействием гипноза привить подсознанию, придав навыкам автоматизм.

Принципиально новый подход к проблеме лидерства назван методом экспертных систем и разрабатывается в лаборатории прикладных психотехнологий Российской академии управления. Ученые составляют алгоритмы — сводные таблицы психологических параметров гениев, чтобы впоследствии "вживить" их в мозг рядового гражданина. Привитые таким образом навыки позволят каждому если не стать Нобелевским лауреатом, то по крайней мере добиваться стабильных высоких результатов в своей работе.

Перспективы, нечего сказать, захватывающие, но задаешься вопросом: "А не прожектерские ли это фантазии?" Опыт "Имидж-контакта" доказывает обратное. Подвергшись конверсии, ситниковская психотехнология зомбирования толпы может быть использована в мирных целях.

"Имидж-контакт", решая проблемы психосоматических заболеваний, вышел на рубежи, раньше казавшиеся недоступными. Уже несколько десятков аллергий, язв, астм, гипертоний, сексуальных расстройств и других заболеваний остались лишь в неприятных воспоминаниях пациентов Ситникова.

Исследовав алгоритм овладения речи ребенком, ученые разработали совершенно новый метод преподавания иностранного языка. Представьте: без учебников, домашних заданий и зубрежки любой человек, прошедший месячный курс гипнотических сеансов, оказывается, способен свободно заговорить на чужом языке. И не только заговорить — он и думать начинает на иностранном: формируется, как говорят специалисты, билингвистическая структура сознания.

Сейчас фирма "Имидж-контакт" пытается применить психотехнологический анализ к российским бизнесменам. Это означает — помочь предпринимателям подобрать команду, правильно построить кадровую политику, создать имидж первого лица (поскольку людям свойственно судить о фирме по ее руководителю), провести переговоры на международном уровне, а также кампанию по паблик рилейшнз. И главное — создать лидера отечественного предпринимательства.

— Мы знаем, как делать лидера, — говорит Ситников. — И уже апробировали свой метод на депутатских выборах, на некоторых видах коммерческой деятельности. Наша команда отвечает мировым стандартам.

Стоимость услуг "Имидж-контакта", как я выяснил, им отвечает также.

Предыдущая статья

00 0000

Хороший имидж можно построить без взяток и "заказухи"

С. Жарков, Л. Бершидский, "Капитал"

Работающий с 1989 г. "ИМИДЖКонтакт", хотя известен как PR-агентство, считает себя консалтинговой фирмой, в деятельности которой PR является лишь одним из элементов.

Следующая статья

01 февраля 1993

Русский стиль бизнеса

А. Чумиков, "Деловые люди"

К середине 70х годов в США появились новые направления психологической науки - нейролингвистическое программирование (НЛП) и эриксонианский гипноз. Разработчики НЛП Джон Гриндер и Ричард Бендлер исследовали уникальную способность некоторых коммуникаторов - политических лидеров, бизнесменов, психотерапевтов влиять на людей.