Зеркало прессы

10 декабря 1996

Детские истоки взрослых болезней

"Учительская газета"

"Мы Вам не гарантируем победу, но без нас Вы точно проиграете, а вместе с нами у Вас появляется шанс победить" - Девиз имиджмейкеров

"Имидж-контакт" известен на политическом поприще с 1989 года. Именно тогда в России осознали, что стать главой страны или отдельно взятой области без грамотной имиджмейкерской работы невозможно. Доктор психологических наук, кстати, самый молодой в истории этой науки, Алексей Ситников собрал вокруг себя психологов, политологов, социологов, имиджологов, с помощью которых стали успешно проводиться предвыборные кампании большинства российских политических деятелей. Оказывается, выявление способностей любого человека, тем паче лидера, основывается на освобождении его от комплексов, заложенных в детстве. Механизм процесса появления у ребенка истоков взрослых болезней комментирует специалист-психолог из "Имидж-контакта" Феликс. Тогда мы разговариваем, мы посылаем собеседнику как минимум два сигнала. Один проговаривается словами, второй - мимикой, жестами, какими-либо движениями. Например, я сообщаю своему визави: "У меня сегодня плохое настроение" и улыбаюсь. Так он мне и поверил! Одно другое исключает. И человек оказывается в неизвестности, что порождает ощущение опасности. Получение двух сигналов, противоречащих друг другу, является источником практически всех психических болезней. Этот эффект можно назвать коммуникативной теорией двойного зажима.

Классическая ситуация: мама и ребенок. Грубо говоря, ей хочется еще на танцы побегать, а... его кормить надо. Это вызывает ее внутреннюю агрессию. Но признаться в этом?! Нехорошо. Как же можно собственного ребенка не любить? И она начинает формировать систему двойных сигналов. "Мишенька, иди к маме". Он подбегает, начинает к ней ластиться: "Все, хватит, мальчики так не делают". Мишенька обижается, уходит. "Мишенька, почему ты так далеко? Мамочка же тебя любит". Пока он близко, идет отторжение, когда он отдаляется, она его притягивает. (Кстати, обычная ситуация для женщины: стой здесь - иди сюда). Ребенок ищет выход. Первый, он начинает хохотать. Что ему ни скажешь, ему все смешно. Впоследствии такая смешливость перерастает в болезненный смех без повода или настоящую истерию. Иногда ребенок все время отмалчивается, замыкается в своей скорлупе. А некоторые дети пытаются найти в маминых двойных сигналах некий тайный смысл. Рождается подозрительность, он думает, что люди говорят вовсе не то, что есть. В нормальном состоянии они становятся мистиками, дезадаптированными, но все же хотя бы приспособленными к обществу. В худшем случае из них вырастают параноики.

Есть такой интересный принцип - в благополучной семье вырастают неблагополучные дети. Но что такое благополучная семья? Она чаще всего прошла по всем ступенькам иерархической лестницы, всегда говорила или умела говорить не то, что она думает. Ребенок с детства привыкает, что все в доме сначала радуются приходу тети, а после ее визита говорят, что она "бяка". Если, допустим, в семье алкоголика пьяный папа дал пинка под зад, значит, он сегодня злой и в его действии не кроется никакого загадочного подтекста. В воспитанной семье существует табу на выказывание злости на детей. Такие социально продвинутые семьи, к сожалению, не дают своим детям ощущения контекста.

На принципе двойных сигналов построена и система конфузионных трансов, то есть управление людьми при помощи специфического коммуникативного бартера. Благодаря ей психолог выводит человека из своеобразного душевного ступора, приобретенного в детстве, и учит уже во взрослом возрасте адекватно оценивать окружающий мир и соответствовать ему.

Предыдущая статья

10 декабря 1996

Поздравляем!

"Вечерняя Москва"

"Неделя PR в Москве", посвященная пятилетию Российской ассоциации по связям с общественностью, стала поводом для подведения итогов работы отрасли.

Следующая статья

09 января 1997

Слуги дьявола свалили губернатора

Л. Сигал, "Общая газета"

Прошедшие по российским провинциям избирательные кампании были богаты на "специальные информационные мероприятия". Так именовали свои проделки местные затейники-политконсультанты и их наставники, заезжие имиджмейкеры -"мордоделы".