Зеркало прессы

24 сентября 1996

Школа обаяния открывает сезон

А. Остапчук, "Московские новости"

Отдохнув после летней страды президентских выборов, имиджмейкеры приступили к освоению губернаторской целины.

Избирательная кампания в регионах в полном разгаре. В самых отдаленных уголках России трудятся те, кого знают под общим именем "имиджмейкеров". На самом деле в отечественной ситуации эти люди делают не только "имидж" губернатору, они делают "ему все". Выбирают стратегию и рекомендуют галстуки. Именно в такой последовательности. Поэтому сами они предпочитают, чтобы их называли просто "консультантами" или специалистами по "паблик рилейшнз" (общественным связям).

В нынешнем избирательном сезоне сложились три типа взаимодействия кандидатов на губернаторское кресло и консультантов.

Первый - приглашение московских, уже зарекомендовавших себя, команд либо получивших известность "одиночек". Многие из них участвовали в "стройке века" - избирательной кампании Бориса Ельцина. И на какое-то время после выборов президентская администрация превратилась в "клуб знакомств", через который кандидаты в губернаторы (мэры) и имиджмейкерские фирмы находили друг друга. Однако здесь не только знакомили. Некоторым кандидатам тут же приискивались спонсоры. Как заметил корреспонденту "МН" президент одной из старейших в России фирм "Имидж-контакт" Алексей Ситников, "мы различаем понятие клиента и заказчика. Клиентом может стать любой порядочный и перспективный политик. Заказчики - те, в чьих руках власть и деньги". Судя по всему, президентские структуры - прямо или косвенно - довольно часто выступают в почтенной роли заказчика.

Второй тип - "опора на собственные силы". В этом случае у регионального политика уже есть своя команда консультантов, укомплектованная психологами, политологами, социологами и визажистами. Они могут консультироваться с "москвичами", проходить тренинги у специалистов "Нашего дома" (одна из форм помощи центра своим кандидатам), но "делают" своих лидеров сами. Явный плюс этого типа отношений - доскональное знание ситуации в регионе. Как правило, такие команды создаются не только на период избирательной кампании, они сопровождают политика по жизни и обеспечивают ему современный стиль руководства. Их минус - служебная зависимость от "клиента", иногда неспособность оценить его со стороны и недостаточное владение современными технологиями "паблик рилейшнз". Между тем подобная практика распространилась лишь в самое последнее время. И, как с досадой отмечают в Москве, оставила на бобах многих консультантов, которые, подработав на президентской ниве и немного отдохнув, очень рассчитывали снять второй урожай - с губернаторской целины.

Популярен также смешанный тип, когда функции разделяются между столичной командой и местной. Зачастую "москвичи" берут на себя общее руководство кампанией.

Консультанты, принимавшие участие в предыдущих региональных кампаниях и включившиеся в нынешнюю, уже накопили критическую массу впечатлений, которая позволяет выделить "изюминку" региональных выборов. Судя по всему, это их экономический уклон. Как заметил вице-президент Фонда политических технологий Борис Макаренко, соперники ломают копья не вокруг того, коммунизм или капитализм строить в регионе, а дискутируют, проложить ли дорогу через тот город или этот, закрыть экологически вредное производство или наращивать выпуск продукции. Именно на этих выборах, по мнению политолога, гораздо чаще, чем на президентских, будут звучать обвинения в коррупции. Они могут оказаться куда эффективнее, чем запугивание коммунистическим реваншем.

Что касается имиджей, которые берут на вооружение кандидаты в губернаторы, то хитов сезона два. Лидирует, конечно же, образ технократа-хозяйственника, "человека в кепке", срисованный с мэра Москвы Юрия Лужкова. Между тем вторым по популярности, пожалуй, следует назвать образ "мини-президента". Кое-кто полагает, что это лишь новое издание "человека в шляпе", списанного с экс-мэра Санкт-Петербурга. Однако о его жизнеспособности свидетельствуют актуальные типажи Минтимера Шаймиева или Бориса Немцова.

По просьбе корреспондента "МН" Алексей Ситников обрисовал главные проблемы, с которыми сталкиваются, работающие в российской глубинке консультанты.

Это, во-первых, непонимание претендентом личных целей. От политика требуется ответить самому себе, зачем он идет на выборы.

Во-вторых, неработоспособность команды. Консультанты берутся сплотить и подготовить ее, изгнав из окружения политика явных дураков и тайных недоброжелателей.

В-третьих, отсутствие предвыборной программы кандидата (на нынешних выборах она именуется "комплексной" или "антикризисной" программой развития региона). Ее пишут экономисты, с которыми работает "Имидж-контакт". Попутно приходится решать такую "мелкую" проблему, как создание "имиджа возможностей" региона, пропагандирующего "уникальный, мягкий и благоприятный" инвестиционный климат, исторически сложившийся на данной территории России.
В-четвертых, неумение выстроить отношения со СМИ. Тут в дело вступают специалисты по информационной политике.

И, наконец, психологи учат политика работать с личными ресурсами, а также выстраивать личную безопасность как "систему отношений". Часто в рамках избирательной кампании приходится улаживать застарелые конфликты с федеральным центром, соседними регионами и различными политико-экономическими группировками.

Мы пишем такую программу, загадочно говорит Алексей Ситников, чтобы вокруг нее сплотилось как можно больше серьезного народа. Придя к власти, наш клиент будет вынужден исполнять обещания.

Предыдущая статья

18 августа 1996

Телефон доверия президенту больше не отвечает

О. Герасименко, "Комсомольская правда"

Сегодня заканчивает свое пребывание в "Президент-отеле" предвыборный штаб Бориса Ельцина. Наш корреспондент наблюдал, как выносили мебель На десятый этаж "Президент-отеля", где с марта размещался предвыборный штаб Б.Н.Ельцина, я пробиралась три дня.

Следующая статья

11 октября 1996

Губернатор против депутата

А. Ратманов, "Независимая газета"

Хотя Магаданская областная избирательная комиссия зарегистрировала четверых кандидатов в губернаторы, на высший пост в Магаданской области реально претендуют всего двое - нынешний глава областной администрации Виктор Михайлов и депутат Государственной Думы Валентин Цветков.