Зеркало прессы

07 февраля 1997

Как делают героев экрана

А. Пин, "Век"

Имиджмейкер, который работал с семьей президента, делится секретами ремесла

Алексей Ситников - 34-летний доктор психологических наук, профессор, президент фирмы "Имидж-контакт", которая весьма активно участвовала в избирательной кампании Ельцина, в частности, работала с его семьей.

- Алексей Петрович, как находят будущие клиенты вашу фирму?

- За семь лет существования фирмы мы ни разу не давали рекламы. Не публиковали нигде даже наш телефон. Клиенты сами нас находят. Так находят врача пациенты, узнав от знакомых, друзей, что именно к этому врачу стоит обратиться за помощью. Хорошим врачам не нужно рекламировать себя в газетах, по радио. Так и нас находят по совету старых клиентов. Это лучший способ.

- Сведения о клиентуре конфиденциальны?

- Конечно. Мы никогда не разглашаем имен. Мыслимое ли дело: приходит к нам потенциальный клиент и начинает расспрашивать, с кем мы работали прежде. И я начинаю ему рассказывать| Может ли он в таком случае быть уверенным, что я через какое-то время не назову его имя другому клиенту?

Кстати, если бы я даже и назвал чье-либо известное имя, как это проверить? Сейчас насчитывается несколько американских фирм, которые утверждают, что обеспечили успех президентской кампании Ельцина. А я вас уверяю, что американцы в его предвыборной команде в большей степени присутствовали как наблюдатели.

- Вы работали непосредственно и с семьей Ельцина?

- Не стану этого отрицать. Но я весьма скромно оцениваю вклад нашей фирмы. Хотя в 10 регионах страны, где работали в то время наши сотрудники, число голосов, отданных за

Ельцина во втором туре, увеличилось по сравнению с первым на 20%. А это крупные регионы.

- С чего обычно начинается работа с клиентом?

- Прежде чем заключить договор с клиентом, мы очень тщательно его изучаем. Важно понять: что это за человек, какие цели он перед собой ставил и какими путями к ним шел, что он хотел бы сделать теперь, кто его друзья и противники, как он работает, какова степень его компетентности, порядочности, добросовестности, как он может повести себя в экстремальной ситуации, достаточно ли он гибок| Последнее тоже очень существенно. Какой смысл браться за политическое консультирование того, кто неспособен изменить свое поведение? Мы собираем и покупаем всю необходимую на сей счет информацию.

Задача предварительного этапа может быть и еще более сложной. Зачастую приходится разделять понятие "клиент" и "заказчик". Жизнь в России устроена нынче так, что за спиной претендента на пост мэра, губернатора, руководителя другого уровня обычно стоят некие силы, круги, которые финансируют его предвыборную кампанию в расчете на то, что расходы потом окупятся. В этом случае нам в первую очередь необходимо понять цели заказчика, то есть тех, кто за клиентом стоит. Приходится решать задачу в комплексе, изучая намерения и тех, кто находится за кулисами предвыборных баталий, и их непосредственных участников. При этом фирма, конечно же, должна составить для себя ответ на еще один очень существенный вопрос: в какой мере цели ее клиента и заказчика соответствуют интересам общества?

- Вы ориентируетесь на демократические ценности?

- Да, наши симпатии - это демократический лагерь. Но мы работаем в первую очередь с личностями. И если мы видим интересного человека, который может сделать полезное дело для региона, города, взяться за решение проблем, встать во главе команды, способной заботиться об общем благе, то мы охотно поддержим такого человека независимо от его политической ориентации.

- Деятельность фирмы, очевидно, не заканчивается после выборов?

- "Имидж-контакт" работает в основном в регионах. В ходе предвыборной кампании создается механизм поддержки нашего подопечного политическими кругами, социальными группами, предпринимателями, банками и так далее. Исходя из этого, мы разрабатываем концепцию развития региона с учетом интересов этих организаций, групп и структур - концепцию, которая стала бы предвыборной программой для кандидата и в случае его победы легла бы в основу программы развития региона в экстремальных кризисных условиях. Создается, таким образом, механизм обратной связи по типу: долг платежом красен. И если избранник адекватно оценивает ситуацию, продолжает проявлять интерес к сотрудничеству с нами, тут и начинается основная работа: формирование управленческой команды, создание имиджа местной администрации, установление отношений с законодательным органом, с политическими организациями и движениями, с финансовыми и социальными группами, с Москвой, зарубежными инвесторами и так далее. Именно на это, то есть на сопровождение (есть у нас такой термин) тех, кто уже избран, и приходится основной объем нашей работы.

- Консультанты очень много знают о том, кого консультируют. И если к власти, не дай Бог, придет недостойный человек, он может убрать тех, кто знает о нем практически все|

- Да, такую опасность исключать нельзя. И поэтому мы тоже очень тщательно и осторожно выбираем клиентов.

- Что за люди трудятся в вашей фирме, как становятся имиджмейкерами?

- "Имидж-контакт" сегодня - это около 150 специалистов, работающих в разных регионах страны. В Москве у нас только одно из представительств: это аналитическая группа, которая обеспечивает необходимой информацией региональные структуры, и команда, занимающаяся федеральными программами. Будущих сотрудников мы подбирали в течение нескольких лет по всей стране из многих тысяч способных и желавших заняться новым делом.

Отбор был очень жесткий, как у нас говорят, многоуровневый.

А потом - учеба и работа, ведь новой профессией нужно овладеть. Сейчас спрос на нас превышает наши возможности. Клиентов больше, чем мы могли бы обслужить. Семь лет назад такое трудно было вообразить.

Предыдущая статья

06 февраля 1997

Из чего имиджмейкер конфетку делает

С. Черных, "Комсомольская правда"

1 февраля в Москве в Торгово-промышленной палате состоялось заседание "круглого стола" по теме: "Развитие консультационного бизнеса в ходе выборной кампании 1995-96 гг.: опыт, тенденции. перспективы".

Следующая статья

17 июня 1997

Уголь-щоу

В. Гавриков, "Профиль"

Михаил Кислюк: "Депутаты хотели провести выборы как можно быстрее. Но при этом они не могли не нарушить закон, по которому выборы должны проводиться через три месяца после выхода соответствующего постановления губернатора".