Зеркало прессы

18 января 1997

Психология победы

М. Шандаров, "Новосибирск"

В наше время заниматься наукой стало как-то немодно: считается, что это занятие уже давно не приносит денег и благополучия. Когда-то звание члена-корреспондента или академика означало почет и уважение окружающих, не говоря уже о материальных благах. Теперь же фундаментальная наука не в почете — куда престижнее иметь звание удачливого бизнесмена, пусть даже не обремененного высшим образованием. Тем большее уважение вызывают люди, которые, занимаясь наукой. не только успешно работают, принося пользу обществу, но и дают возможность работать и применять свои знания другим.

Алексей СИТНИКОВ не относится к числу широко известных ученых хотя бы потому, что психология до последнего времени вообще не пользовалась вниманием со стороны общества: это ведь не ядерная физика, благодаря которой мы на весь мир гремели атомными взрывами...

Доктор психологии в 33 года

Когда-то было модно говорить об успехах молодых ученых Академгородка, например о том, что математик Юрий Ершов стал членом-корреспондентом Академии наук в возрасте 30 лет. Стремительная научная карьера выпускника факультета естественных наук НГУ Алексея Ситникова тоже не может не вызывать восхищения: будущий физиолог серьезно увлекся проблемами психологии еще в университете. Очень скоро он вместо с несколькими коллегами основал целое новое направление в российской психологии, базирующееся на изучении современных западных психотехнологий. Фактически Алексей Ситников (вместе с Александром Арсеньевым и Инессой Рибейко) стал в конце 30-х первым в Восточной Европе учеником и последователем известнейшего американского психолога Джона Гриндера, основателя целого раздела психологии — нейролингвистического программирования (НЛП). Это наука, изучающая технологии высокопродуктивной деятельности, гениальности, психотерапии, гипноза, воздействия на людей. Сейчас, наверное, найдется немало людей, знакомых с теорией НЛП. но тогда, в 89-м году, это была сфера знаний, совершенно незнакомая российским психологам.

Надо сказать, что параллельно занятиям наукой вполне успешно развивалась и карьера в общественной жизни: к тому времени недавний выпускник НГУ был уже секретарем комитета комсомола Академгородка, командиром Интерлагеря, играл не последнюю скрипку в проведении Интернедели и организации новосибирской команды КВН. Но тяга к изучению проблем психологии пересилила. В Новосибирске не существовало аспирантуры по психологии, и Алексей без колебаний переезжает в Москву. Но до этого он успел некоторое время попреподавать психологию в Высшей партийной школе и даже применить знания на практике: здесь же, в Новосибирске. провел свои первые избирательные кампании, используя психотехнологии НЛП. Опыт оказался удачным: кандидаты, которыми он целенаправленно занимался, были избраны. Наверное, тогда ему самому трудно было предположить, что спустя лишь несколько лет доктор наук Ситников будет «вести» самые трудные регионы в избирательной кампании президента России...

В столице, поступив в аспирантуру, а затем и в докторантуру Алексей Ситников быстро преодолел все формальные ступени на пути к докторскому званию. Еще будучи аспирантом, он стал заведующим лабораторией в Российской академии управления, и у него, аспиранта, в подчинении оказались доктора наук Быстро защитив кандидатскую, он в тридцать три года защитил и докторскую диссертацию, став самым молодым доктором наук в истории отечественной психологии (до него самому молодому доктору психологии было 38 лет) «Имидж-Контакт»: десять тысяч клиентов

Еще будучи в Новосибирске, Алексей Ситников вместе с друзьями создает фирму «Имидж-Контакт", которая должна была воплощать в жизнь теоретические достижения в области психотехнологий. Фактически эта фирма впервые применила нейролингвистическое программирование в России Приятно отметить, что основали фирму в основном сибиряки, более того — новосибирцы. Штаб-квартира ее, кстати, по-прежнему находится в нашем городе, помимо этого — десять представительств по всей стране (в ближайшее время должен открыться филиал в США). Всего в «Имидж- контакте" теперь работает более 150 человек. Фирма провела уже более семидесяти марафонов-тренингов для политиков, бизнесменов, наркологов, гипнотизеров. В общей сложности в них участвовало более 10 тысяч человек. Еще одно важнейшее направление работы — политическое консультирование, проведение избирательных кампаний, в том числе и на самом высоком уровне. Профессор Алексей Ситников — автор семи книг по прикладной психологии. Большинство из них интересны только специалистам, но некоторые читаются как увлекательный роман, например сборник статей «Самый короткий путь к власти: технология выборов". Кажется, что после прочтения этой книжки просто невозможно проиграть на выборах...

Но большинство работ касается все же проведения тренингов, которые остаются одной из самых успешных сторон деятельности "Имидж-контакта». Вообще, по мнению директора Технологической школы бизнеса Игоря Кузьмина, связанные с «Имидж-контактом» специалисты (в том числе и тысячи тех, кто участвовал в проводимых фирмой тренингах) в значительной мере определяют культурную, экономическую и политическую жизнь России.

Семь лет назад

— Алексей, трудно было начинать? Вообще, когда ты и твои друзья начинали заниматься политическим консультированием, проведением тренингов, вы были первыми в этой области?

— Мы были вообще одними из первых, кто начал самостоятельно работать (шел, напомним, 1989 год). Нам говорили тогда: "Вы сами хотите зарабатывать деньги? Нет, вы не прокормитесь". Те наши партнеры, которые остались на прежней работе, или пытались сидеть на двух стульях, или ушли в банки, все проиграли. Потому что мы своим делом профессионально занимаемся уже семь лет и стали, конечно, профи. Тем более что мы сами формировали этот рынок, стояли у его истоков. Первыми быть всегда почетно, приятно и выгодно.

— Помогает ли тебе твое естественнонаучное образование?

— Я ведь был физиологом, занимался высшей нервной деятельностью. Но мне помогает мое университетское образование в целом. Кстати, попал я в НГУ почти случайно, вообще-то собирался в медицинский. Наш университет я боготворю — фактически только он мне и помогает. Там меня научили думать самостоятельно, работать. Наш университет — лучший в мире. Я преподавал и консультировал в тридцати странах, был гостевым профессором в разных вузах США и мне есть с чем сравнивать. Многие из моих учителей теперь работают со мной, я их приглашаю к сотрудничеству. В своей последней монографии я перечислил поименно всех своих учителей, даже тех, которые просто научили меня мыслить (в этом списке более шестидесяти имен. — М. Ш.).

Политика - дело тонкое …избирательные кампании многих политиков...

— Мы себя не рекламировали, ни разу не печатали своей рекламы, к нам приходят по рекомендации прошлых клиентов. Все равно заказчиков у нас всегда больше, чем мы можем обслужить, поэтому у нас всегда есть выбор.

— Вы участвовали в последней президентской кампании?

— В избирательной кампании президента мы вели 11 самых сложных регионов, и в значительной степени успех Ельцина определяется тем, что в тех регионах, где коммунисты ожидали выигрыш, нам удалось либо победить, либо установить паритет. В этих регионах на нас лежала полностью вся кампания — акции, мероприятия, контрпропаганда, работа с населением, со средствами массовой информации. Конечно, глупостью было бы сказать, что мы вели всю кампанию Ельцина — мы были в числе тысяч других, но считаем, что неплохо себя показали. Занимались мы и семьей Ельцина. В кампании «Нашего дома — России» мы вели 16 регионов.

Кроме того, я принимал участие в разработке кампании журнала "Penthouse" в России, «Московского Сити» в Москве, на Краснопресненской набережной — разрабатывал его концепцию. Нужно было найти бешеное количество денег — проект «Московского Сити» стоит 10 миллиардов долларов. В свое время этот проект задумали пять человек и раскрутили его настолько, что уже фундамент зданий строится…

— Нашли 10 миллиардов зарубежных инвестиций?

— И отечественных тоже

— Одно из основных направлений вашей деятельности — проведение избирательных компаний и «паблик рилейшнз». Вы тесно работаете с журналистами, организовываете благоприятные для наших клиентов публикации и сюжеты — грубо говоря, покупаете журналистов. С этической точки зрения ты считаешь это нормальным?

— Не столько мы их покупаем, сколько сами журналисты продаются. Кто, например, виноват, что гаишники берут деньги? Они или мы, которые с готовностью их протягиваем?

— Насколько тщательно вы подходите к отбору клиентов? Вам не все равно, кто платит?

— Нет, мне не все равно, с кем работать. Мы очень долго подбираем клиентов хотя бы потому, что это достаточно опасно — подобрать не того клиента. Если мы изберем недостойного человека какими бы то та было путями, пусть даже достойными, мы же первыми ему будем невыгодны. Он нас же первых и у6ерет, потому что мы слишком много знаем.

— Бывал ли у вас ошибочный выбор? - Бывал. Я был бы нелеп, если бы сказал, что не ошибался. Но, к счастью, мы вовремя по…

— Ты сказал, что вы занимались на выборах семьей президента...

— Мы вели сопровождение имиджа супруги президента, и все считают, что мы это сделали очень профессионально. Наина Иосифовна никогда до этого не участвовала в избирательной кампании, и ей нужно было помочь. Кроме того, нужно было не повторить опыта Раисы Максимовны Горбачевой... В результате супруга президента не вызвала никакого отрицания, принесла ему очень много голосов.

— Ты целых семь лет выступал очень популярной в свое время группе политической песни «Амиго», играл там на гитаре, писал песни. Сейчас на музыку времени уже нет?

— Я переехал в Москву в 1989 году и лишь месяц назад перевез сюда свои музыкальные инструменты. Давно уже сам не играю, зато дружу с Алексеем Козловым, которого когда-то боготворил как музыканта. Теперь хочу с его помощью купить себе всякие компьютерные музыкальные прибамбасы.

— Ты автор семи книг (не считая множества статей). Какая будет твоя следующая работа?

— Сейчас мы с нашим крупным конфликтологом Александром Чумиковым, ученым из Академгородка, пишем книгу по переговорам: как вести переговоры, как избегать на них конфликтных ситуаций, как убеждать собеседников. Вообще-то я плохой писатель, но обидно, если те идеи, технологии, которые я придумал, со мной и уйдут...

Предыдущая статья

14 января 1997

Номенклатурный стиль выходит из моды

А.Остапчук, Е.Красников , "Московские новости"

За кулисами региональных выборов шла еще одна напряженная борьба - между командами имиджмейкеров, изощрявшихся в методах пропаганде своего кандидата и компрометации его соперников.

Следующая статья

06 февраля 1997

Из чего имиджмейкер конфетку делает

С. Черных, "Комсомольская правда"

1 февраля в Москве в Торгово-промышленной палате состоялось заседание "круглого стола" по теме: "Развитие консультационного бизнеса в ходе выборной кампании 1995-96 гг.: опыт, тенденции. перспективы".