Зеркало прессы

09 января 1997

Слуги дьявола свалили губернатора

Л. Сигал, "Общая газета"

Прошедшие по российским провинциям избирательные кампании были богаты на "специальные информационные мероприятия". Так именовали свои проделки местные затейники-политконсультанты и их наставники, заезжие имиджмейкеры -"мордоделы".

Как рязанским коммунистам лукавый помогал

Штаб теперь уже бывшего главы рязанской обладминистрации Игоря Ивлева (администрация президента прикомандировала к нему фирму "Имидж-контакт" Алексея Ситникова) был на пропагандистские выдумки не горазд. Главному сопернику - коммунисту Вячеславу Любимову ставили в вину якобы шикарную фазенду, а на поверку сельский дом-развалюху, да то, что он подался в рязанские губернаторы, поскольку в столице будто бы "сокращают его должность" аудитора Счетной палаты. Им не хватило даже фантазии обыграть название родной деревни Любимова - Самодуровка или нынешнего места жительства его родителей - села Снова-Здорово.
Сила людей губернатора была в другом. Они осыпали электорат подарками. Сперва агитаторы завлекали граждан прийти на участок и проголосовать досрочно. За это каждого премировали по потребностям: кому - 10 тысяч рублей, кому - продуктовый набор (пачка вермишели, тушенка да зеленый горошек), а кому - бутылка водки или "красненького".

К молодежи был свой подход. В день выборов в городском парке устроили народные гуляния с фейерверком и дискотекой. Пригласительные, не стесняясь, раздавали прямо на участках сами наблюдатели от Ивлева. Правда, молодежь порой бывала весьма неблагодарной. В одном из вузов "под дискотеку" провели досрочное голосование. Вскрытие урн показало: из двух сотен студентов 10 отдали голоса Ивлеву, 8 - Любимову, остальные голоснули "против всех кандидатов". Кстати, фейерверк, ставший на деле прощальным салютом губернатора Ивлева, стоил около 400 миллионов рублей, а все празднество обошлось местной казне в один миллиард.

Пытаясь стопроцентно обеспечить результат, ивлевцы пустили в ход и так называемую "технологию Островского" (названную по имени изобретателя - известного имиджмейкера Ефима Островского, консультанта еще более известного Сергея Мавроди). За некоторую мзду граждане выносили с участка свой незаполненный бюллетень и вручали его "агитатору", который мог уже сам "правильно" проголосовать один за всех. Одна такая "агитаторша" потерпела провал при попытке сунуть в урну 15 бюллетеней. Ей на скупку голосов местная фирма по ремонту жилья выдала один миллион рублей, а ее коллегу по необычному бизнесу нанял пивзавод...

Зато сам Игорь Ивлев стал жертвой много более неожиданных и изощренных пакостей. В начале декабря, за неделю до первого тура, рязанцы стали обнаруживать в своих почтовых ящиках странное издание без выходных данных - газету "Не Бог дай!" - "орган Русской Сатанинской Церкви веры Люциферианской". Газета, вышедшая под девизом "С нами дьявол!", зовет читателей к объединению "для освобождения Великой Русской Земли от заразы - ползучей гидры лживой жидохристианской религии". В ней опубликованы описание "черной мессы" и отрывок из "Нового Евангелия от Лилит". Первополосный гвоздь издания - портрет и краткая биография рязанского губернатора. Подпись: "Ивлев И.А. - единый кандидат сатанистов и язычников! Голосуйте за И.А. Ивлева! Это наш шанс!". Бывший секретарь райкома и начальник облсельхозуправления Ивлев, ничего не слышавший прежде о подобной чертовщине, стал искать в суде управу на непрошенных сторонников. Но юристы только руками развели: любые граждане имеют право кому угодно выразить поддержку.

Перед вторым туром состоялся новый акт. В Рязани появилась не менее таинственная газета "Михаил Архангел" - "орган Всемирного противосатанинского Союза во имя победителя дьявола и бесовского воинства Михаила Архангела, предводителя Небесной рати". В ней воспроизводится то злополучное предвыборное воззвание сатанистов с комментарием, где Ивлев назван "наглецом, который не погнушался поддержкой даже отвергаемых любым обществом "дьяволопоклонников" и "кандидатом от партии лукавого духа". Отсутствие выходных данных и тождество логотипа служит прозрачным намеком на то, что оба издания - проделки одной нечисти. По данным обозревателя "ОГ", дьявольские козни были "специальным информационным мероприятием" команды Любимова. Точнее, их подстроил нанятый любимовцами Игорь Лягушкин - социолог из МГУ, который без отрыва от университетской кафедры давно подрабатывает на ниве политического консалтинга. Он подыскал нескольких молодых чудаков и предложил им сделку: "Я тиражирую ваши сатанинские стихи и прозу, а вы заявляете о поддержке кандидатуры соперника в целях его очернения". Оба издания, по тысяче экземпляров каждое, были изготовлены на полиграфической базе радикально националистической газетки "Штурмовик".

Словом, зря обвиняют КПРФ в игнорировании "современных информационных технологий". В победу коммунистического кандидата Вячеслава Любимова сам бес внес посильную лепту. Кстати, раньше Лягушкин в буквальном смысле слова демонизировал совсем других оппонентов. Во время президентской кампании ряд газет опубликовали его опус "Предсказания волхва Славы Сварожича". Тогда политконсультант Лягушкин подвизался в Фонде эффективной политики, что на Люсиновской улице, и работал на Ельцина против Зюганова. Скоков, Бабурин и другие политические деятели также успели побывать в числе его клиентов.

Как по псковщине автоматчики разъезжали

В других краях оппонентов марали проще, не взывая к нечистой силе. Одна из газет волгоградской обладминистрации опубликовала "уличный опрос избирателей". Согласно данному "опросу", тогдашнего главу администрации области Ивана Шабунина поддерживали сплошь честные труженики, а его соперника мэра Волгограда Юрия Чехова, как назло, то "девушка по вызову", то "ларечник Вахтанг". Результат известен: коммунист Николай Максюта - губернатор, Юрий Чехов - по-прежнему мэр, Иван Шабунин - безработный. Астраханские выборы запомнились суровой непримиримостью к оппонентам кандидата-коммуниста Вячеслава Зволинского. В ходе одной пресс-конференции он раздал всем сестрам по серьгам: корреспондента местного телевидения назвал "провокатором", сотрудника "Известий" - "жидомасоном", а губернаторского пресс-секретаря "мразью". Общаясь же с избирателями в районной глубинке, он и вовсе пригрозил сторонникам губернатора Анатолия Гужвина, что, придя к власти, оторвет их нежные части тела и "насадит на кол". Слава Богу, избиратели предпочли Гужвина, и все астраханцы остались целы.

Но по части устрашения электората все рекорды побила команда Владислава Туманова, проигравшего в конечном счете псковское губернаторство элдэпээровцу Евгению Михайлову. (Туманова, как и Ивлева, обслуживал "Имидж-контакт".) За четыре дня до выборов псковское телевидение передало экстренное сообщение пресс-центра обладминистрации. "По всей области, - гласило сообщение, - разъезжают вооруженные автоматами банды ЛДПР, которые создают обстановку запугивания и террора, угрожают недовольным физической расправой, спаивают целые деревни". За тревожной преамбулой последовала иллюстрация: "Вчера в поселке Дно произошел беспрецедентный случай: два пьяных сотрудника центрального аппарата ЛДПР набросились на местного рабочего, который высказал критические замечания в адрес их партии, и зверски избили его". Вскоре, однако, штаб ЛДПР продемонстрировал видеозапись интервью замначальника УВД поселка Дно, из которого следовало, что виновником потасовки на бытовой почве был сам житель Дна - пьяница и дебошир. Автоматчики же и все прочее - вымысел чистой воды.

Предыдущая статья

10 декабря 1996

Детские истоки взрослых болезней

"Учительская газета"

"Имидж-контакт" известен на политическом поприще с 1989 года. Именно тогда в России осознали, что стать главой страны или отдельно взятой области без грамотной имиджмейкерской работы невозможно.

Следующая статья

14 января 1997

Номенклатурный стиль выходит из моды

А.Остапчук, Е.Красников , "Московские новости"

За кулисами региональных выборов шла еще одна напряженная борьба - между командами имиджмейкеров, изощрявшихся в методах пропаганде своего кандидата и компрометации его соперников.