Зеркало прессы

31 октября 1998

Внимание! Хлестаковщина! Как москвичи “обувают” провинциалов на примере Нижнего Новгорода. Статья всех, провинциалов и сепаратистов.

А. Логванов, Интернет-сервер "Форум"

А.С. Пушкин рассказал Н.В. Гоголю о том забавном эпизоде, который приключился с ним в Нижнем Новгороде. Пушкин ехал в Оренбург собирать компромат на Емельку Пугачева сотоварищи, то бишь материалы о Пугачевском бунте. Нижегородские чиновники ошибочно приняли писателя за очень важную особу, путешествующую инкогнито. Эта история послужила сюжетом для бессмертной пьесы “Ревизор”.

В неприятном качестве журналиста мне доводилось бывать на выставках, семинарах, конференциях, симпозиумах посвященных рекламе, архитектуре, дизайну, маркетингу и. т.п. Деятели культуры из Столицы, украсившие своим присутствуем скучное провинциальное действо, произносили одни и те же речи. “До нас в Нижнем не было никакой рекламы!” “Нижегородская архитектура еще только зарождается”. “Вы присутствуете на первой в Нижнем PR-тусовке с нашим участием”. “Мы научим вас дизайну”. “Мы вылечим вас от невроза”. Выть хочется от этого однообразия.

Одной из первых политических ласточек, залетевшей в нижегородские просторы, можно назвать Дмитрия Ольшанского. Он осмелился предложить свои услуги политического консультанта Нижегородскому губернатору, хотя потом сам себе не смог помочь и проиграл собственные выборы в Московскую городскую Думу 1997 года. Но у Бориса Ефимовича Немцова уже в то время был панический страх перед консультантами. Он боялся советчиков, боялся подпадать под чужое влияние. Ольшанский запросил 20 т. долларов. Немцов отказал ему с мотивировкой, что на это у него нет денег. На самом деле, если бы Борис Ефимович увидел в этом смысл и пользу для себя, деньги бы он нашел. В крайнем случае, за него охотно бы заплатили его друзья-банкиры, те, кто с правом финансовой подписи.

Несколько раз Московская фирма “Имидж-контакт” пыталась содействовать политической карьере молодого нижегородского губернатора. Эта фирма хорошо известна в московских и всероссийских политических кругах, является продюсером ряда крупных политических фигур. “Имидж-контакт” создал несколько рабочих команд политических консультантов для засылки их в регионы России. Представители этой структуры неоднократно бывали в Нижнем, пытались склонить Немцова стать их питомцем. Но заполучить Немцова в свои сети тогда им не удалось. Губернатор продолжал косо смотреть на московских имиджмейкеров. Говорят, что “Имидж-контактом” был даже подготовлен сценарий встречи Немцова и Жириновского в телестудии у Любимова. Борис Ефимович нарушил все договоренности, наплевал на все установки, и, как результат, заслуженно получил несколько капель сока в обе ноздри от Жириновского.

Не везло москвичам лишь с Немцовым, в остальном им сопутствовал успех. Любимец интеллигенции, губернатор обласкал обещаниями возлюбившую его образованную провинциальную публику. Но хорошие слова и благие пожелания на хлеб не намажешь. А вот у москвичей язык подвешен хорошо. Они сыплют звонкими именами, умеют нагонять себе цену, так что в их профессиональных достоинствах нижегородский политический бомонд не осмеливается сомневаться. Какого-нибудь местного, краснощекого и красноносого, профессора с истфака ННГУ в нашем Кремле и слушать не станут, а гастролеру с почтением смотрят в рот. Такова уж наша провинциальная ментальность. Со времен Пушкина и Гоголя не изменилась.

Летом 1997 года состоялись выборы губернатора Нижегородской области. И.П. Склярова “курировали” два “профессора” из Москвы. Их роль то раздували, то принижали местные СМИ. За услуги Максима Дианова и его “очаровательной” спутницы, которая на местной барахолке купила турецкую кофту с блестками (эталон безвкусицы) за миллион рублей, чем и прославилась, нижегородским налогоплательщикам не пришлось заплатить ни копейки. Гонорар за нижегородскую халтуру им был выплачен в Москве. Значит в Столице есть силы, заинтересованные в таком политическом раскладе на местном уровне. Хорошо это или плохо - не знаю. Но очевидно, что элита Москвы заинтересована, чтобы в провинции побеждали на выборах люди лояльные к центру.

Предлагали свои услуги и специалисты из “Николло-М.” Но наш “новый” губернатор и “старый” мэр Иван Петрович Скляров на это резонно ответил: “Нам пришлых не надо. Свои есть”. В этом я с ним полностью солидарен. Приезжал к нам и лидер “Партии любителей пива” господин Калачев и предлагал свой “желтый стиль”. Он посоветовал с местного телеэкрана Склярову не показываться на экранах телевизоров во время предвыборной кампании. Скляров победил коммуниста еле-еле.

Хлестаковщина бывает и местного разлива. Советую не брать в качестве политических консультантов студентов троечников с истфака ННГУ, “мэтров” нижегородского телевидения, которые задорого вам продадут эфирное время. Не попадитесь на крючок к аферистам типа Сергея Анатольевича Макарова, если это, конечно, настоящее его имя. Этот москвич уговорил дух нижегородских бизнесменов попытать счастья на выборах 1996 года в городскую Думу, слупил с них по 50 млн рублей и с деньгами убежал в Москву. Я видел, как он блестяще провернул дело. Полгода Макаров втирался в доверие, используя партийные демократические структуры. Под конец года схватил 20 т. долл. и убег.

Вот уже целую пятилетку все нижегородские вузы мужественно защищают наши педагогические поля от набегов столичных варягов. Едва справляются. А нижегородцы гадают, какому москвичу отдать свои денежки. Вот те платные консультации председателя Гильдии работников пресс-служб и служб PR России Александра Попова. Или может лучше пойти на семинар по психологии, который сейчас в моде у всех местных истеричек? Александр Попов на прошедшем недавно в НИМБе семинаре по PR в кулуарной беседе раскрыл местной публике секрет своего успеха: “Тусоваться надо!” Да, тусоваться москвичи умеют.

Но самое возмутительное то, что гастролеры открыто хамят в адрес горячо любимых нами отцов города НН. Вот недавний пример. Два дня проработали московские имиджмейкеры с главой администрации, который просто обречен победить на мартовских выборах. Потом собрали манатки и укатили. На прощание они заявили, что их клиент оказался совершенно “не операбельным”. Сами лучше бы в зеркало посмотрели. Таких топить надо в Волге, а на шею им вместо камня хорошо бы повесить тех, кто их пригласил. Нижегородские умельцы из рекламы и СМИ сумели таки придать респектабельный облик номенклатурному работнику, и наши избиратели за него с удовольствием проголосовали.

Каковы корни хлестаковщины? Они растут на дне той пропасти, что отделяет провинциальную бюрократию от не менее провинциальной интеллигенции. Первая глупа до самодурства, второй не достает гордости и самолюбия, согласна быть лакеем. Бывало зайдешь в редакцию ежедневной городской газеты, там все журналисты в дугаря пьяные и матерят чиновников, которых прославляет эта газета. Для лакея герой - не герой, но не потому, что лакей каждый божий день видит его без штанов, а потому, что это лакейская точка зрения.

Предыдущая статья

20 октября 1998

Полит РR

“Новости СМИ”

Парламентские и президентские выборы не за горами. Рынок политического консалтинга "оживает" прямо на глазах. Не сегодня - завтра Россию охватит очередная предвыборная лихорадка. Кто из политиков первым "добежит до финиша" и займет вожделенное парламентское или еще более желанное президентское кресло - говорить пока рано.

Следующая статья

20 ноября 1998

Понять нельзя поверить

А. Германович, "Культ личностей"

Чем отличается прокладка с крылышками от пузатого депутата Государственной думы? Банка с моторным маслом от мэра-хозяйственника в стотысячном райцентре? Жвачка с подозрительной добавкой xylitol от коммунистического губернатора? С точки зрения их "продвижения на рынок" практически ничем.