Зеркало прессы

16 сентября 1998

НЛП пришло к нам!

О. Маркова, "Дзержинец"

НЛП - это ясная, эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникаций Используя НЛП, можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменение этой активности.
Из сборника статей «Трансформация личности», издательство «Хаджибей», Одесса. 1995 г.

Недели две назад один из кандидатов в мэры Нижнего Новгорода, а именно Дмитрий Бедняков, выступая в телеэфире, сказал, что кандидат в депутаты Государственной думы по 119 Дзержинскому избирательному округу С. Лисовский пользуется услугами имиджмейкерской фирмы «Имидж-контакт». Почти в это же время «Комсомольская правда» (за 27 августа) публикует интервью с главой этой фирмы доктором психологических наук Алексеем Ситниковым. Интервью сопровождается информацией, что сам Алексей Петрович Ситников называет себя «специалистом по психообработке», является «едва ли не самым авторитетным специалистом в наимоднейшем направлении психологии - нейролингвистическом программировании (НЛП). В своем интервью А. Ситников рассказывает, что его фирма использует НЛП, проводя по заказу те или иные предвыборные кампании. «Обычными, но специально подобранными словами, - откровенничает А. Ситников, - не несущими на первый взгляд никакого скрытого смысла, я могу воздействовать на собеседника или на толпу таким образом, что они, сами того не замечая, будут выполнять мои инструкции». Прямо-таки Кашпировский в области политической психологии! Безусловно, нас заинтересовала вся эта информация, и наш корреспондент попросил декана юридического факультета коммерческого института кандидата психологических наук А. ЖМЫРИКОВА ее прокомментировать.

- Александр Николаевич, как вы относитесь к интервью А.Ситникова в «Комсомолке»?

- Подобная самореклама - беспрецедентный шаг для такого рода специалиста, нарушающего все законы профессиональной этики. Специалисты, занимающиеся выборными технологиями, ни в коем случае не должны подставлять клиентов, особенно если те выиграли кампанию. Избиратель не должен знать, что их кандидат победил с помощью каких-то заморочек. Что касается изложенной там информации, то да, фирма Ситникова использует нейролингвистическое программирование в выборных технологиях, но значимость своих клиентов Алексей Петрович сильно преувеличил. В Москве, по имеющейся у меня информации, работал он не с командой президента, а с командами различных кандидатов в Государственную думу, причем вел избирательные кампании людей, которые действительно занимают сейчас в Государственной думе высокие посты, во всяком случае на уровне председателей думских комитетов. Надо отметить, что в Москве фирма Ситникова работала успешно. Москва специфический, очень политизированный город. Там не надо заниматься непосредственно политикой, достаточно использовать, например, тоже НЛП, чтобы одного политика отделить от другого. Когда же фирма попыталась перенести свою деятельность на периферию, то стала терпеть поражение за поражением. Отсюда, я думаю, стремление Ситникова к саморекламе. В фирме сильные психологи, а вот хороших политологов там мало. А в провинции же нужны и те, и другие.

- Вы давно знаете Ситникова?

- Алексей Ситников учился в Новосибирском университете в то время, когда я жил и работал в Академгородке. Был он студентом биологического факультета. На третьем курсе ему надо было напечатать реферат. Студент есть студент. Чтобы долго не думать над темой, он пошел на выставку англоязычной литературы (подобные выставки в Новосибирске проходили ежемесячно, а Алексей Ситников в совершенстве владел английским). Там он и нашел книгу американских психологов Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера «Из лягушек - в принцы». Тогда он не подозревал, что это мировой бестселлер. Используя книгу, Ситников и написал реферат. Позже с помощью психологов он понял, что в книге изложена совершенно новая система психотехники, новая методика общения. Позже Алексей Ситников дважды обращался к авторам книги с письмами и в конце концов вместе с теми же психологами был приглашен в Америку на семинар. Так он впервые услышал, что такое нейролингвистическое программирование. Оттуда Ситников и его друзья вернулись с чемоданом литературы. Позже они создали в Новосибирске фирму «Контакт», где готовили менеджеров к общению, затем она стала называться «Имидж-контакт».

- Интересно, а как он перешел от работы с предпринимателями к работе с политиками?

- Действительно, поначалу он помогал предпринимателям, повышал их коммуникативные навыки. Но в 1991 году Ситников поступил в аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Там он защищает кандидатскую, даже без диссертации, а по научному докладу и становится руководителем лаборатории (академия в то время уже называлась Академией госслужбы). И вместе со своим научным руководителем занимается политической психологией. Материалом они располагали богатейшим. Через лабораторию проходили действительно первые люди страны. Года через два он также по докладу защищает докторскую по политической психологии. Но академия получает статус президентской, то есть становится Академией госслужащих при президенте России. Коммерческая деятельность там запрещена. Вот тогда-то Ситников и переводит свою старую фирму «Имидж-контакт» из Новосибирска в Москву. С тех пор он как бы находится в двух и постасях: с одной стороны преподаватель и научный работник, с другой президент частной фирмы.

- Как все-таки используется нейролингвистическое программирование в избирательных кампаниях?
- Ну, например, они формируют специальные тексты для листовок со встроенными командами, рассчитанными на подсознание. Но для того чтобы тексты подействовали надо чтобы их прочитали, то есть необходимо привлечь к ним внимание. Для этого существует также масса способов. Нанимаются люди, которые создают вокруг кандидатов, в пользу которых пишутся листовки, скандалы. На фоне скандалов избиратели начинают эти тексты читать и так далее.

- Вы простите, но все это немножко похоже на шарлатанство?

- Не скажите. Вещь эта очень серьезная. Например, в Перми НЛП занимается одна женщина, доктор наук. Она разрабатывала методики внушения человеку необходимой информации не в лоб, а через подсознание, то есть как бы с заднего крыльца. В ее лаборатории, например, составляются тексты на старославянском языке со встроенными командами. Старославянского мы не знаем, но у нас глубоко в подсознании сидит то, что было 200-400 лет назад. Вот это и пытаются в нас зацепить. В Перми благодаря использованию этой методики проведен в мэры уголовник, которого на старте избирательной кампании поддерживало только два процента избирателей. А на выборах за него проголосовало в первом же туре 70 процентов. Но я еще раз повторяю, что к текстам со встроенными командами, необходимо привлечь внимание, а стало быть надо организовывать шоу. Для этого используются и активные подставные кандидаты. Они устраивают скандалы, шумиху вокруг себя. А потом глядишь, кто-то возьмет листовку и прочитает. Есть и другие методы привлечения внимания, например использование известных артистов концерты и так далее. Листовки со встроенными командами, старославянские тексты - все это выглядит несколько фантастично. Между тем специалисты предупреждают, что уже при сегодняшнем развитии технологии нейролингвистического программирования, отсутствие контроля за возможным психотеррором может позволить посвященному незаметно подчинить себе любого человеке. Неужели в будущем все мы можем стать зомби?

Предыдущая статья

15 сентября 1998

На рынок политконсалтинга выходят региональные консультанты и целые команды

С. Поляков, “Независимая газета”

По мнению целого ряда московских респектабельных изданий, перелома в предвыборной борьбе добились, а затем и принесли победу Леониду Потапову его консультанты. Здесь кроется первая неожиданность бурятской кампании.

Следующая статья

20 октября 1998

Полит РR

“Новости СМИ”

Парламентские и президентские выборы не за горами. Рынок политического консалтинга "оживает" прямо на глазах. Не сегодня - завтра Россию охватит очередная предвыборная лихорадка. Кто из политиков первым "добежит до финиша" и займет вожделенное парламентское или еще более желанное президентское кресло - говорить пока рано.