Зеркало прессы

03 сентября 1998

Наши мозги могут повернуть, а мы и не заметим

"Вечерний клуб"

На языке - "экономический кризис", а в уме - "президентские выборы". Поэтому с особым интересом читалось интервью человека, который ставил избирательную кампанию Черномырдину, работал над имиджем Михаила Горбачева и Татьяны Дьяченко, руководил психотерапевтами Наины Ельциной ("Комсомольская правда", 28.08).

"Алексей Петрович Ситников несколько лет назад стал самым молодым доктором психологических наук в СНГ. Он называет себя "специалистом по психообработке". Занимаясь вопросами воздействия на психику человека, объехал весь мир. В итоге сейчас, в свои 36, среди одних российских психологов Ситников считается шарлатаном и современным графом Калиостро, среди других - едва ли не самым авторитетным специалистом в наимоднейшем направлении психологии - НЛП, нейролингвистическом программировании.

- Вы занимались специальными исследованиями, каким образом обеспечивать привлекательность для населения первых лиц государства?

- Конечно. Допустим, мы можем настраивать голос президента таким образом, что в одном случае одна и та же речь возбудит людей на действия, а в другом - наоборот, успокоит. У Клинтона, кстати, есть микрофон с такими характеристиками. В свою очередь первым лицам надо помочь не только оказывать воздействие на других людей, но и защитить их от воздействия, которое оказывается на них самих. Попытки влияния на первых людей нашей страны уже были, я с этим сталкивался, когда при Горбачеве по этому поводу консультировал КГБ. Я занимался в те времена анализом текстов и писем, которые приходили лидерам страны, на предмет того, нет ли в них психолингвистических трюков, через которые можно было воздействовать на их подсознание. О всяких трюках могу рассказать только самый известный случай. Однажды Горбачев давал американскому телевидению интервью в прямом эфире. И несмотря на то, что весь текст интервью был предварительно оговорен, вопросы заранее поданы и ответы проанализированы, интервью показало Горбачева в очень невыгодном свете. Как это получилось? ЦРУ специально подобрало журналиста с небольшим дефектом лица с левой стороны. Камера показывала его справа, и телезрителю дефект заметен не был. Но Горбачев-то его видел! И Михаил Сергеевич, давая интервью на очень серьезные темы, видел как бы злорадную ухмылку корреспондента. Сначала это его просто раздражало, а к концу интервью он начал почти кричать, сам не понимая, что происходит. И авторитет его в Америке тут же упал.

- Что такое НЛП?

- Это набор психологических методик, которые позволяют влиять на человека незаметно для него самого. Обычными, но специально подобранными словами, не несущими на первый взгляд никакого скрытого смысла, я могу воздействовать на собеседника или на толпу таким образом, что они, сами того не замечая, будут выполнять мои инструкции...

- Использовались ли те разработки, о которых вы сказали, во время президентской кампании 1996 года?

- Мы были тогда единственной коммерческой структурой, которая сидела в штабе Ельцина, на 9-м этаже "Президент-Отеля" - вместе с Игорем Малашенко, с Татьяной Борисовной, с Юрием Яровым. Мы отвечали практически за все "красные" регионы и работали над имиджем семьи президента и первой леди. С самим президентом не работал никто. Методы специального воздействия и манипулирования массами мы не использовали, исходя из чисто этических соображений...

- В чем заключалась ваша задача при работе с Наиной Иосифовной?

- Главная идея была в том, чтобы Наина Иосифовна не повторила ошибок Раисы Максимовны и в то же время смогла очеловечить образ Ельцина. В чистом виде эта концепция не была, конечно, реализована..."

Предыдущая статья

01 сентября 1998

Не дай бог! Восклицают пиаровцы, вспоминая что-то

Н. Обухова, “Рекламный мир”

Разразившийся финансовый кризис мог бы отправить российские PR-агентства в нокаут, если бы не его оборотная сторона - кризис политический.

Следующая статья

10 сентября 1998

Мордоделы

А. Челноков , “Совершенно секретно”