Зеркало прессы

13 декабря 1999

Кому верить?

Е. Варламова, “Профиль”

Раз в четыре года каждый из нас чувствует себя в прямом смысле драгоценным. Известнейшие люди, партии и блоки тратят чудовищные деньги, чтобы заручиться нашей личной симпатией на выборах. А каждый из нас пробует себя в роли эксперта по стратегическому анализу, решая, на какую политическую силу сделать ставку сегодня, чтобы не испортить себе жизнь завтра. Кому же верить?

“Тот, кто любит хорошую колбасу и хорошую политику, не должен видеть, как делается и то и другое”. Бисмарк.

Как нами манипулируют

Пережить предвыборную гонку, особенно такую нечестную, как нынешняя, трудно и кандидатам в депутаты, и нам, избирателям. На наши головы вываливаются тонны противоречивой информации, упакованной лучшими PR-мастерами в золотую обертку политической рекламы. При помощи современных предвыборных технологий нас в одно мгновение могут разубедить в незыблемых истинах и убедить в сомнительных.

С мощью и действенностью PR в плане воздействия на общественное сознание я столкнулась лично, когда работала психологом-консультантом в крупном рекламном агентстве. Я была поражена, насколько мы все, оказывается, управляемы.

Вы можете сами оценить свою внушаемость при помощи простого теста. Как вы выбираете для себя и своей семьи зубную пасту? Пользуетесь той, которую чаще всего видите в рекламе, или все-таки провели самостоятельное исследование рынка?

С кандидатами в депутаты все то же самое, что и с зубной пастой. Либо вы пускаете дело на самотек - и автоматически попадаете под действие элементарного психологического закона: наиболее знакомое становится наиболее приятным. Тогда вы проголосуете за того кандидата, который чаще всего мелькал по телевизору и преподносился СМИ как самый достойный.

Либо вы решаетесь на специальную работу по выбору лучшей зубной пасты и лучшего кандидата: перестаете смотреть телевизор (или не обращаете внимания на агрессивную телевизионную рекламу) и ищите другие источники информации, например осведомленных друзей.
Вот что рассказал мне один коллега-психолог, принимающий сейчас активное участие в создании телевизионной политрекламы: "Все политические видеоролики однотипны, в каждом представлен джентльменский набор кандидата: открытый взгляд, улыбка, приятные для всех лозунги - справедливость, правопорядок, снижение налогов, развитие социальной сферы, пенсионерам - пенсии, студентам - стипендии, женщинам - мужчин. И во время политдебатов кандидаты говорят практически одно и то же. Поэтому избирателям лучше ориентироваться не на слова, а на личность человека.

Выключите звук телевизора - мимика и жесты скажут о соискателе то, что он пытается скрыть. Если кандидат говорит о любви к народу, размахивая кулаками,- это диагноз.

Осторожно относитесь к тем партиям, которые ставят не на серьезных политических лидеров, а на известных людей. Например, социал-демократы эксплуатируют популярность Михаила Горбачева и Юрия Любимова. Всероссийская политическая партия народа - Владимира Шаинского и матери Павла Буре. Шаинский - замечательный композитор, а Любимов - прекрасный режиссер, но в политике они дилетанты.

Перед избирателями, которые решили сознательно подойти к выборам, поставлена очень сложная задача: собрать о кандидате объективную информацию. Но таковой практически нет. Советую вам прочитать старые подшивки газет и журналов, чтобы освежить в памяти "подвиги" того или иного кандидата. Удивительно, но у людей очень короткая память. Чем иначе объяснить, что многие наши политики, уже работавшие в правительстве и проявившие себя далеко не с лучшей стороны (Сергей Кириенко, Николай Рыжков), имеют сегодня высокий рейтинг?

Личный контакт

Мне доводилось заниматься и политическим консультированием. Я столкнулась с закономерностью: чем порядочнее и профессиональнее кандидат, тем труднее делать ему рекламу. Он не улыбается там, где задумано по рекламному сюжету, не фотографируется рядом с сомнительными авторитетами (попсовыми певцами, например), не участвует в нужных светских мероприятиях, запрещает выливать грязь на конкурентов, отвечает на вопросы избирателей не словами специально написанной для него за большие деньги предвыборной программы, а как думает на самом деле. Короче, он слишком дорожит своей личной и деловой репутацией, чтобы разменивать ее на победу в выборах.

Если же претендент хочет стать депутатом во что бы то ни стало, с ним можно делать все - он готов как пластилин отдаться в руки имиджмейкеров. У него получаются прекрасные рекламные ролики: он держит улыбку и открытую позу в кадре, подписывает выверенные спичрайтерами воззвания к народу, строго выдерживает расписание встреч, съемок, пресс-конференций, с легкостью идет на любые трюки вплоть до ложных покушений на самого себя. Работать с ним одно удовольствие, так как он ни материально, ни морально не ограничивает своих имиджмейкеров.

При этом возникает жуткое ощущение, что, вложив достаточные деньги, за два месяца активной работы из любого человека можно сделать "проходного" кандидата на любой пост. Именно потому, что у большинства избирателей нет желания серьезно отнестись к политике и выборам, им, по большому счету, все равно. Единственное, что имиджмейкеры не могут,- это сделать из кандидата порядочного человека, профессионального политика и умного гражданина, готового радеть не только за личные, но и за общегосударственные интересы.

Как выявили многочисленные политические исследования, самые умные соискатели мандатов обычно не проходят, так как народу они непонятны. А избранными оказываются хотя и посредственные, зато близкие широкой общественности люди, что подтверждает известную поговорку: каждый народ стоит своего правительства.

Вот что говорит Алексей Ситников, президент консультативной группы "Имидж-контакт", доктор психологических наук, профессор: "После того как наша фирма провела около 150 предвыборных кампаний, могу посоветовать избирателям следующее.

  1. Смотрите не на обещания, а на реальные дела людей, которые претендуют на ваш голос. Узнайте, что они конкретно сделали за последние пять лет.
  2. Не верьте листовкам и роликам. Обязательно придите на личную встречу с кандидатом, загляните ему в глаза. Задайте вопрос, посмотрите, как он на него ответит. Так вы заглянете за тот фасад, который специально создают имиджмейкеры, и поймете, что за человек перед вами, стоит ли ему доверять.
  3. Если кандидат способен ответить на все вопросы, собрать наказы избирателей, значит, у него, по крайней мере, есть организаторские способности и он сможет организовать свою будущую работу, что немаловажно.
  4. Остерегайтесь тех, кто негативно отзывается о конкурентах. Это не просто грязный метод ведения политической борьбы, но и мировоззрение человека, его образ мыслей и действий. Если человеку некуда подниматься, он опускает конкурентов, чтобы возвыситься на их фоне.
  5. Различайте политическую фигуру и должностное лицо. Самый главный козырь многих политиков - их должность. Если они должность теряют, то теряют все. Поэтому отдавайте голоса за ярких людей, а не за должностной вес.
  6. И последнее. Обязательно примите участие в выборах. Иначе вы не будете иметь морального права критиковать то, что произойдет в стране в ближайшие четыре года.

Объективные факторы

Есть анекдот. Приходит артист к директору цирка.

- Я придумал потрясающий номер. Мы выкатываем на арену бочку с дерьмом и взрываем ее.

- И что же здесь потрясающего? - удивляется директор.

- А потом, представляете, выхожу я - в белом фраке...

Этот анекдот прекрасно иллюстрирует нынешнюю предвыборную кампанию. Только пока неизвестно, кто же останется в белом фраке. Но то, что бочку уже взорвали, это точно.
В то время как самые сильные политические партии усиленно топят друг друга, вместе теряя симпатии избирателей, очки набирают блоки, еще вчера считавшиеся аутсайдерами - СПС, "Медведь".

Именно сейчас нам надо проявить максимальную устойчивость к стрессу (не реагировать на негативное воздействие СМИ), а также рационализм - способность в ворохе эмоциональной шелухи найти объективную информацию. Возможно, есть резон воздержаться от активного просмотра политической рекламы и новостей, которые являются не столько новостями, сколько официальной формой политической агитации.

На наш выбор влияет не только реклама, но и такой объективный фактор, как Закон о выборах. Его комментирует эксперт по избирательному законодательству, юрист фирмы "Имидж-контакт" Леонид Кириченко: "Полезно вспомнить итоги прошлых выборов. Тогда победившие партии набрали лишь 50,5% всех голосов, но получили 100% мандатов, разделив их пропорционально своей победе. В новом законе такой подход к волеизъявлению граждан сохранен. Голос избирателя будет учтен правильно, в соответствии с его политическими взглядами, только если он подан за партию, преодолевшую 5-процентный барьер. Если вы проголосуете за партию, которая этот барьер не перешагнет, ваш голос уплывет совсем в другие руки. Вывод такой: не ставьте на абсолютных аутсайдеров.

Закон более строг к кандидатам, чем к процедуре подсчета голосов. Например, в "Рабочем блокноте члена участковой избирательной комиссии" наблюдателей рекомендовано при подсчете голосов держать в противоположном углу комнаты. Так что наблюдатели превращаются в слушателей - об итогах голосования им скажут. Поэтому кандидаты часто борются не за голоса избирателей, а за особое отношение избирательных комиссий".

Доверьтесь интуиции

Итак, перед нами старая как мир житейская головоломка, которую каждый человек решает по многу раз в день: какому продавцу, клиенту, заказчику, политику стоит доверять и в какой степени. Есть много книг о том, как вывести собеседника на чистую воду. Основная идея такова: обращайте внимание не на то, что человек вам сообщает, а на то, как он это делает. Короче говоря, на невербальные моменты общения: тембр и интонацию голоса, жесты, мимику, позу, которые очень трудно полностью взять под сознательный контроль.

Именно эти нюансы улавливает наша интуиция. Мы всегда ощущаем, когда человек напряжен, неестественен, говорит не то, что думает. Понять, что собеседник лжет, можно по следующим признакам: его руки скрещены на груди, пальцы сжаты в кулак, он избегает прямого визуального контакта - отводит глаза преимущественно вверх и вправо, иногда прикрывает рот ладонью, теребит усы, нос, мочку уха, речь его суетлива, тембр голоса неестественный. Человек говорит одно, а его тело - совсем обратное. Если человек, опустив глаза, скрестив на груди руки, рассказывает о своей честности и неподкупности, вы вряд ли ему поверите. И не потому, что прочитали много психологических книг, а на основании своей интуиции, которая на бессознательном уровне систематизировала ваш жизненный опыт.

На этой неделе нам предстоит выбрать депутатов в Госдуму. Найдите время и подумайте, за кого голосовать. Вы выбираете все-таки не плюшку к утреннему кофе - хотя и не спутника на всю жизнь. Как говорил наш соотечественник литератор Эдуард Севрус: "Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать".

Предыдущая статья

13 ноября 1999

Еще один рупор власти

“Белгородская правда”

Следующая статья

23 декабря 1999

Глазами "ИМИДЖ-Контакта"

С. Бурдинская, “Вестник Байкальская политика-2000”

Мой собеседник - PR-консультант московской фирмы "Имидж-контакт". Он уже работал в Приангарье, приехал в Иркутскую область и на нынешние выборы в Госдуму. Он согласился ответить на мои вопросы, оговорив, правда, что его фамилию называть не стоит.