Зеркало прессы

02 ноября 1999

Вы хочете имидж? Их есть у меня!

Г. Мкртчян, “Версия”

Кто вы, доктор Зорге?

Строго говоря, начинался российский PR в далеком 1990-м. Тогда знаменитая биржа "Алиса" (помните очаровательную лохматую псину?) объявила о призе в 1 миллион рублей победителю хоккейного турнира. Имидж владельца одноименных собаки и биржи Германа Стерлигова тогда поднялся до заоблачных высот, несмотря на то что охранял его от всех врагов будущий председатель Госсовета Чечни Малик Сайдуллаев. И мало кто знал, что идея приза принадлежала вовсе не ему, а агентству APR. Тогда это не принято было афишировать.

Сегодня писать о российском PR-сообществе очень легко. Public Relations, вероятно, единственная у нас область, где каждый знает все о конкурентах и торопится "слить" это первому попавшемуся журналисту, ибо таковы правила игры. Как признался мне руководитель одного очень известного PR-агентства:

"Для нас нет моральных рамок и ограничений. Единственное, что могло бы нас сдерживать, соответствующие законы. Но их нет, и когда будут - неизвестно. Все остальное - на совести самих PRщиков. А совесть сегодня для некоторых из них тоже стала товаром. И подчас весьма выгодным".

Именно потому сами PRщики и создали ореол секретности вокруг своей деятельности. Дело иногда доходит до абсурда. Например, в агентстве "Имидж-контакт" действуют очень жесткие правила: сотрудники не знают друг друга по именам, при встрече на улице или в компании обязаны делать вид, что незнакомы. А сам глава агентства Алексей Ситников, по словам его коллег, любит рассказывать о себе всяческие небылицы. Если верить ему, то он и колдун, и доктор психологии, и выпускник несуществующего факультета естественных наук Новосибирского университета. А появляться в обществе господин Ситников обожает в сопровождении охранника, который своими повадками скорее напоминает лакея, а не "бодигарда".

Чего не сделаешь для создания имиджа, особенно собственного?!

Соответственно и отношения друг с другом PR-агентства строят исходя из принципа "Главное - срубить побольше денег, все остальное - от лукавого". Поэтому, видимо, многолетние попытки договориться о разделении рынка, о создании неких единых "правил игры", о разработке кодекса создателей политрекламы безуспешны.

Последняя такая попытка была сделана по инициативе ЦИК, обеспокоенного сложившейся накануне выборов ситуацией на рынке PR. Увы, и на сей раз всех ждало разочарование: обилие самых общих слов о том, что такое хорошо, а что такое плохо, с лихвой компенсировалось взаимным недоверием, порой переходящим в откровенную ненависть. Так что воз, как говаривал дедушка Крылов, "и ныне там". Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь!

Российское коммерческое PR-сообщество можно представить в виде пирамиды. Почему я отмечаю слово "коммерческое"? Дело в том, что существует куча самых разных фондов, институтов, политологических центров, занимающихся той же самой политрекламой, но упорно открещивающихся от звания PR-организаций. Это и Институт прокризисных исследований во главе с внучатым племянником Берия Вахтангом Чкуасели, и клуб "Экология общественного сознания". Тут правят бал бывшие чекисты, в основном из 5-го управления КГБ СССР и разных разведок.

Если же говорить о пирамиде, то в ее основании лежит так называемое болото - разрозненные PR-фирмы и фирмочки, одиночки и "залетные" гастролеры из других отраслей. Повыше - РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью). Создана в 1991 году усилиями декана факультета международной журналистики МГИМО Александра Борисова. Вице-президент РАСО - известная в профессиональных кругах глава агентства "Имиджлэнд-PR" Вероника Моисеева, пришедшая в начале 90-х в PR-бизнес из торговли китайской лапшой. Кстати, на просьбу рассказать о Моисеевой ее коллеги - "доброжелатели" из других агентств никогда не преминут напомнить, что начинала она с поставок девочек на различные презентации и VIP-мероприятия, а пресс-релизы до сих пор умудряется писать с грамматическими ошибками.

Зарабатывает РАСО в основном не PR, a учебной деятельностью. Клиентов тут обучают многому: протоколу, тактике ведения переговоров, НЛП (нейролингвистическому программированию). Вот только непосредственно к "связям с общественностью" все это имеет весьма косвенное отношение. Видимо, именно вследствие этого спрос на услуги РАСО падает.

На вершине PR-пирамиды - АККОС - созданная полгода назад Ассоциация компаний - консультантов по связям с общественностью. Объединяет то ли 13, то ли 15 PR-фирм. Точно сказать трудно, ибо три агентства - "Р. И. М.", "Михайлов и партнеры" и "Имидж-контакт" - входят в АКОС ассоциативно - этаким "треугольником". И опять же злые языки утверждают, что это попытка сэкономить, ибо членские взносы три агентства платят как одно. Кстати, именно АКОС принимали в Швейцарии в ICO. И эту ассоциацию возглавляет все та же госпожа Моисеева. Замами у нее - "мифолог" Алексей Ситников и глава Агентства массовых коммуникаций Илья Кузьменков. Его АМК очень неплохо заработало на своих коллегах перед поездкой в Биргеншток, напечатав для них буклеты по 250 баксов за штуку.

Сегодня АКОС в мире PR считается самой влиятельной организацией. Во всяком случае, так заявляют сами члены этой ассоциации, утверждая, что только им "светят" зарубежные клиенты. Но плюрализм мнений проявляется и тут. Несколько агентств, дав поначалу согласие на вхождение в АКОС, потом отказались от этой затеи. В частности, решил остаться волком-одиночкой Владимир Руга со своим PRcentre. Он, кстати, известен тем, что создавал имидж своему прежнему патрону - Борису Абрамовичу Березовскому.

Предыдущая статья

02 ноября 1999

Безоглядная агитация

“Коммерсантъ-Власть”, 2 ноября 1999

Закончилась регистрация кандидатов, и теперь официально можно начинать предвыборную агитацию. PR-агентства давно поделили заказчиков и работают не покладая рук.

Следующая статья

04 ноября 1999

Россия! Тебя отпиарят на кутузовском проспекте

“ФАС”

Пиарщики в природе, как и вороны, бывают белые, серые и черные. По степени засветки перед обществом и наличия денег.