Зеркало прессы

01 марта 1999

Светофор в дремучем лесу

Т. Строганова, “Вечерний Челябинск”

Эти "темные лошадки" вызывают активный интерес у публики. Особенно сейчас, когда страна вступила в год выборов. Между тем имиджмейкеры народ неразговорчивый и до недавнего времени вообще о своей работе старались не распространяться. Не собирался это делать и ведущий эксперт-психотехнолог консалтинговой фирмы "Имидж-контакт" Фарид Галямутдинов.

Он, кстати, оказался в редакции совсем по другому поводу. Однако, как известно, все тайное становится явным.

Нам удалось выяснить, что Фарид во время президентской гонки 96-го был имиджмейкером Бориса Ельцина.

Эта утечка информации просто обрекла на интервью "человека за кадром", и под натиском журналистов "Вечерки" Фарид был вынужден капитулировать...

- Что же все-таки кроется за таинственным словом "имиджмейкер"?

- Обижаете. Понятие "имиджмейкер" слишком узкое. Правильнее меня называть все-таки психотехнолог. По сути, это конгломерат различных дисциплин. Психоанализ, социология, медицина, экономика, маркетинг... В одинаковой степени нужно владеть всеми этими направлениями. Неудивительно, что у нас работают специалисты, имеющие по два-три высших образования, нередко и ученую степень. Интенсивность труда и нагрузки колоссальные. Живем на чемоданах, постоянные командировки, по три месяца порой дома не бываешь. Многие не выдерживают этого бешеного ритма. Но я уже считаюсь корифеем - пять лет на поприще политических технологий. Так что стало уже, к примеру, в порядке вещей делать одновременно несколько дел. Иначе просто ничего не успеешь. Если я работаю на компьютере, открыто одномоментно пять файлов. Что поделаешь. Специфика работы - сжатые сроки.

- Вы указываете "клиенту" путь к успеху. Но откуда уверенность, что направление выбрано верно?

- А разве мало в истории человечества было гениальных людей? Их жизнеописания уже давно стали моими настольными книгами. А если я знаю, как успеха достиг гений, что помешает претворить эти технологии в реальной жизни?

- Так, значит, речь идет о шаблоне?

- Нет, конечно. Стратегии гениев - это всего лишь руководство к действию. В нашей работе исключены готовые рецепты. Одна и та же стратегия сегодня может быть удачной, а завтра провальной. Выход только в создании собственных технологий, в индивидуальном подходе.

- Итак, президентская кампания. Предел мечтаний любого психотехнолога. У вас не было головокружения от успеха?

- Поначалу, наверное, да. Во-первых, уже само приглашение было неожиданным и лестным. Понятно, что размах президентской кампании не сравнишь ни с какой из региональных. Были задействованы лучшие силы - отсюда и результат. Но когда начали работу, стало ясно, какую серьезную ношу мы на себя взвалили. Я вел подготовку руководителей штабов. Обучение шло в Москве и в Подмосковье. Конечно, когда впервые попадаешь в такую обстановку, ощущения, прямо скажем, непривычные. Вокруг изобилие знаменитостей. Политики, артисты, деятели культуры... Общение с ними во многом обогатило. А еще я впервые в жизни читал лекции генералам. Откровенно говоря, чувства странные испытываешь, когда оказываешься в роли учителя таких людей. Некоторым моим коллегам звездная болезнь завершила карьеру.

Окрыленные успехом, они наламывали дров и были вынуждены расстаться с этой работой.

Наша фирма заинтересована в высоких профессионалах. Поэтому выживает тот, кто может выдержать не только, по сути, космонавтские перегрузки, но и звездную болезнь.

- А шоковые моменты были во время президентской гонки?

- Когда меня везли в Горки-9 на лекции, я испытал настоящее потрясение. Вы можете себе представить светофоры среди дремучего леса? Вот и я не мог, пока не увидел собственными глазами. Для чего? Для кого? Кругом одни деревья...

- А вы себя никогда не ощущали светофором в дремучем лесу?

- Что ж, неплохая аналогия. В сущности, почему бы и нет, не в обиду "лесу" будет сказано...

- Это, конечно, забавная деталь. Но я имела в виду пресловутые проблемы со здоровьем президента. Скрывать инсульты - задача не из простых.

- Я оставлю это без комментария.

- Подписка о неразглашении?

- Дело не в этом. Как таковой подписки, может быть, и нет. Но профессиональная этика многого не позволяет: раскрывать механизмы стратегии, а также щекотливые нюансы и личностные моменты. По крайней мере я эту грань никогда не переступаю.

- А компромат, раздувание слухов вы допускаете в своей работе?

- Модные приемы. У нас ведь как считается? Что законом не запрещено, то разрешено. В законе о выборах, кстати, вообще очень много пробелов. А выборы - вещь жестокая. Но я принципиально не приемлю грязных методов в работе. Они не только не красят человека, но и говорят о непрофессионализме. Убежден, что победу надо делать чистыми руками, не запятнав честь мундира. Если мы и критикуем оппонента, то конструктивно, не затрагивая личностных моментов, а уж тем более физических изъянов (дефектов речи, к примеру). Грязные методы всегда направлены на обман народа. Задача сыграть легкую партию, а там хоть трава не расти. Но народ не так глуп, как некоторые позволяют себе думать. А потому такие приемы как раз вызывают обратную реакцию, раздражение.

- Древняя индийская мудрость гласит: политиками становятся лжецы, лицемеры и негодяи. Вы согласны с этим?

- Я бы этого не утверждал. Конечно, во власть, особенно сейчас, когда очень много дыр и прорех в законе, может попасть кто угодно. Безработные даже рвутся в мэры, знаю такие случаи. Парадокс. Ни в одной стране мира такого быть не может. Политика - это удовольствие для богатых. На Западе как считается? Чем человек состоятельнее, тем больше он способен сделать для людей. А морально-нравственная подоплека - это уж на совести самих кандидатов. К сожалению, случается, что кандидат вводит в заблуждение психотехнолога. Мы не боги, невозможно все узнать о человеке, тем более в столь короткий срок. Честно скажу, неприятно бывает узнавать сермяжную правду о своем подопечном после того, как он победит. Но если я узнаю ее "до того" - мы рвем контракт. Какой смысл работать с человеком, который в конечном итоге подставит и себя, и меня, и народ? Да, я патриот, если хотите. Мне импонируют политики, которые хотят реально что-то сделать для страны.

- Кто ж не хочет? Да только вот не делают почему-то.

- Дело в том, что система, которая сегодня существует, практически осталась старой. Мало кто заботится о капитальной замене изношенных деталей механизма. В основном это косметический ремонт. В итоге мы выбираем из двух зол. Помните, на какой антитезе все было построено во время последних президентских выборов, на каком нагнетании страха возврата к прошлому? Листовки "Купи еды в последний раз" помните? Победа Ельцина была просто необходимой. Иначе бы люди лишились всего того, что имели на тот момент.

- Но ведь они-таки и лишились.

- Разве можно так обобщать? Вы вот можете все что угодно писать, и никто вас за это не преследует. А теперь вспомните то время, когда работали под цензурой. Думаю, ни за какие коврижки не захотите к этому вернуться. Просто сегодня из всех СМИ выливается масса негативной информации. Сознательно нагнетаются страх и неуверенность в завтрашнем дне. Почему и для чего это делается - для меня, например, большой вопрос.

- Однако вернемся к специфике вашей работы. Готовя кандидата к выборам, вы прибегаете к услугам экстрасенсов?

- Нет, конечно. Не хочу сказать, что экстрасенсорика - это нечто несерьезное. Там другая беда - шарлатанов много. Ну в самом деле до абсурда доходило. За ширмой пустой стул, пациента преднамеренно удалили, а экстрасенс с умным видом начинает ставить ему (стулу!) диагноз. При этом находит и почечную недостаточность, и кардиологические проблемы.

- А вы задаетесь вопросом, откуда у кандидата деньги на кампанию?

- Я принимаю это как данность. По сути, это обычная сделка. Откуда деньги, меня не интересует. Во-первых, потому, что в наше время они изрядно утратили запах. Ну не пахнут сейчас деньги! А во-вторых, я придерживаюсь мнения - много будешь знать, не дадут состариться...

- Что же, никаких принципов?

- Ну почему? Я принципиально не работаю с народно-патриотическими силами, с коммунистами. Не потому, что они плохие. Среди них наверняка много прекрасных людей. Но идеология настолько морально устарела! Они хотят вернуть прошлое - его не вернуть. Просто откровенно жалко этих людей.

- Но разве многие нынешние демократы не выходцы из партийной номенклатуры?

- Все правильно. Но они, по крайней мере, пересмотрели свою точку зрения. Я оцениваю предлагаемые ими пути, идеи, и если они сочетаются с нашим временем - буду работать. Не терплю политических ортодоксов. С такими людьми нам не по пути. Какой смысл?

- Вы говорили о космических нагрузках. Методы снятия напряжения традиционны? Водка, женщины...

- Не угадали. Мы подходим к этому вопросу творчески. Приемы выплескивания эмоций неординарные. К примеру, в нашей рабочей комнате на стене всегда висит два больших листа. На одном надпись: "Люди, которые меня СЕГОДНЯ достали", на другом - "Люди, которые достают меня ВСЕГДА". Любой желающий может вписать туда фамилию или меткое выражение или нарисовать карикатуру. Все это, конечно, по-доброму, с изрядной долей юмора. Вообще минуты отдыха бывают очень редко, поскольку все мы трудоголики. Но когда такая возможность появляется, мы даже на дискотеку можем пойти. Где и расслабляемся на всю катушку, несмотря на то что многие из нас уже в солидном возрасте.

- Несложно представить реакцию подростков. Насмешки не ранят? Думаю, они не церемонятся в оценках.

- Как раз наоборот. Подростки подходят удивленно-восторженные: "Мужики, это класс!". Не хотелось бы хвастаться, но, во-первых, я очень хорошо танцую. В свое время работал в тесном контакте с молодежью и меня научили современным танцам. Рэп, рэйв - все что угодно. Могу даже фору дать. Молодые выдохнутся, а мне хоть бы что. Все наши комплексы от стереотипа мышления. Считается, уж если перевалило за 30-40 - не моги. А почему? С какой стати? Иногда ведь просто хочется подурачиться после сложной командировки.

- А как же все-таки водка и женщины? В этом плане на командированных всегда висит большой ярлык...

- Это так. Но существует определенная заповедь: работая в регионах, мы должны быть эталоном безупречности и чистоты. За каждым нашим шагом следят оппоненты. Зачем же давать им пищу для кривотолков? А с другой стороны, загруженность настолько велика, что приходишь в номер и буквально валишься замертво. Ведь бывает, не спишь по двое-трое суток. Какие там женщины!

- Экстремальные ситуации ставят вас в тупик или подстегивают к действиям?

- Скорее, второе. В любом случае я не теряю самообладания. Случай вспомнил. Однажды я потерял огромную сумму денег. Чужих. Первое ощущение - естественно, залезть в петлю. А потом в уме вдруг всплыла методика из собственной лекции - преврати неудачу в удачу. Начал превращать. И что вы думаете? Нашел 27 (!) плюсов.

- ?..

- Ну, во-первых, денег могло быть больше. Во-вторых, могли убить. И так далее.

- Но отдавать-то как?

- Это был хороший повод для поиска нового высокооплачиваемого места работы. Я его-таки нашел. Помогли и друзья. Одним словом, через три месяца я отдал все до копейки. А деньги, повторюсь, очень большие были.

- Вам не обидно всегда оставаться за кадром? Не было желания самому баллотироваться?

- За кадром - это, между прочим, даже очень интересно. Интрига уже в том, что мы ведем невидимую, в общем, работу. Но зато какое удовлетворение, когда видишь результат труда! Правда, после победы про нас обычно забывают. Но я этому даже рад. Значит, работал экологично. Я-то знаю, что это моя заслуга. А баллотироваться самому? Скучно. Что мне это даст? Любая государственная структура закладывает определенные ограничения творчества, свободы личности. И потом каждую минуту думать, что и как сказать - это не по моему темпераменту.

- Ну а как насчет того, чтобы свой имидж подкорректировать?

- Так я все время этим и занимаюсь. Человек в целом самокритичный. В процессе работы сразу вижу недостатки, которые не позволяют достичь каких-то высот.

- А внешне? Ну я не знаю, похудеть, допустим, не пробовали?

- Что вы. Это нерационально. Мой солидный вид в работе очень помогает. Большим людям больше доверяют. Для меня существует единственное табу - нельзя иметь несвежий вид. Никогда не приду на работу небритым или с "невыспанным лицом". Даже если этому предшествовала длительная вынужденная бессонница. Об этом просто никто не догадается - есть определенные методики, которые позволяют очень быстро восстанавливаться. Общаться приходится очень много. Не виноваты же, в конце концов, собеседники, что у меня были какие-то проблемы. Я должен приходить к человеку чистым листом.

- И последнее. У вас есть фирменный слоган?

- А как же? Победу не гарантируем, но без нас вы точно проиграете.

- "Скромно", однако.

- Жизнь, однако...

Предыдущая статья

18 января 1999

Рынок "хорошей репутации"

М. Зайцева, “Финансовая Россия”

Связи с общественностью (public relations, PR) сегодня превратились в мощную индустрию услуг, денежный оборот которой составляет миллиарды долларов.

Следующая статья

06 апреля 1999

Акция “Власти”

“Коммерсантъ-Власть”

В прошлых номерах "Власти" вопрос о том, может ли появиться на президентских выборах 2000 года новый, "незасвеченный" кандидат, мы задавали специалистам по политологии и социологии. Сегодня на него отвечают руководители известных имидж-компаний.