Гостиная
Зеркало прессы
18 июля 1999
Обезьяну протащить в президенты сложно
“Новое время”
"Польский журналист Зигмунд Дзенцеловский: "...Мне было важно понять, каких масштабов достигает выборная манипуляция, какова роль людей, имиджмейкеров, находящихся в тени, и до какой степени они могут менять программные установки самих политиков, а не только влиять на массовое сознание. ...где кончаются амбиции этих профессионалов в пределах получаемого от политиков заказа или есть что-то самостоятельное и большее?..
Это очень осторожные люди, посторонних там не любят. К тому же это не очень тусовочные люди, это прежде всего интеллектуалы, у которых есть достаточно четкие внутренние политические установки. Так, например, они заявляют, что с коммунистами не будут работать никогда, даже за огромные деньги...
Есть разный порядок денег. Тут еще сказываются структурные различия. Скажем, одно дело хозяева консультационной фирмы, например, владельцы "Никколо-М" Минтусов и Егорова или Ситников, владелец фирмы "ИМИДЖ-Контакт", сами нечасто ездят на выборы, они не могут долго отсутствовать в Москве: необходимо поддерживать нужные связи, заботиться о получении новых заказов. Но, насколько мне известно, ведущий имиджмейкер, программный технолог, посылаемый ими работать "в поле", получает довольно большие деньги от 300 до 500 долларов в день, конечно, помимо командировочного содержания. Ясно, что рядовые исполнители зарабатывают значительно меньше - от 50 до 100 долларов в день. Кстати, среди серьезных имиджмейкеров я неожиданно для себя встретил очень много провинциалов: из Калуги, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. В огромных масштабах встречается раздувание рекламных бюджетов на избирательную кампанию. Мне удивительно и то, что люди, финансирующие избирательные кампании, не скупятся, например, на тиражи плакатов и другие агитационные игрушки, соглашаясь с тем, что это не может быть дешево. И не понимают, что мозги профессионалов должны стоить не меньше. Возникает двойная бухгалтерия в избирательных штабах. Более того, есть даже кандидаты, которые идут на выборы, чтобы заработать там деньги для себя лично. Конечно, половину получаемых на кампанию "черных" денег такому кандидату придется истратить именно на нее, но остальное в карман, проверить все равно невозможно. Один крупный имиджмейкер сказал мне, что меньше чем за 300 тысяч долларов личного гонорара он не соглашается ехать проводить кампанию.
Должен заметить, что технологи не должны, не могут стоить дешево. Это в большинстве своем очень талантливые, творческие люди, я остался под большим впечатлением от общения с ними. Несмотря на то что они некие паразиты, посредники, кормящиеся на длительных избирательных кампаниях всех уровней в разных регионах страны. Их ведь нанимают везде и за большие деньги даже в городах с населением в 50 тысяч человек. В России выборы, по сути, стали отраслью хозяйства с огромным денежным оборотом, потому что это страна нескончаемых выборов. Дело доходит даже до "обратной связи", технологи способны искать инвесторов под кандидата, которого считают проходимой фигурой. Впрочем, и они могут не все, утверждая, что все-таки "обезьяну в президенты протащить сложно". Они отдают себе отчет в том, что происходит в стране. ...Я убедился сам: в таких условиях выборы превращаются в карикатуру, пародию на свободное волеизъявление... Все без исключения имиджмейкеры, с которыми я встречался, говорили, что объем и частота применения "грязных" технологий нарастают. И понимают, что это нужно остановить...
Предыдущая статья
23 июня 1999
Интервью с директором по работе с регионами фирмы "Имидж-Контакт"
Михаилом Омским , Телевизионное агентство “Телескоп”
Следующая статья
29 июля 1999
Голос самое ценное ископаемое. Как его добывают?
Г. Мурсалиева, “Новая газета”
Все-таки страшно звучит название нашей рубрики. Мало того что мы движемся навстречу урнам - ощущение такое, что и они уже тронулись нам навстречу. Если с нами сыграют - мы можем сыграть в эти "ящики с отверстиями". Хитрая латынь выставит первое значение своего слова urna - "для хранения праха" кремированных наших волеизъявлений.