Гостиная
Зеркало прессы
01 января 1998
Дурная услуга. Читатель критикует
Н. Самошонков , “Советник”, январь 1998
Учитывая многочисленные кампании по выборам, проходившие в этом году у нас в Кемеровской области, пришло время поговорить о “заезжих имиджмейкерах”, услуги которых столь часто использовала региональная политическая элита. Поговорить не о том, кто из них лучше, кто хуже, а о профессиональной, моральной и финансовой стороне их работы.
Кемеровская область по выборам губернатора “отстрелялась” последней в России. Этот факт подавался в СМИ как неподготовленность законов о выборах, тогда как на самом деле причиной был низкий рейтинг главы областной администрации М. Кислюка, которому очень хотелось остаться на этом посту, и затяжка выборов была ему на руку. В этот “затяжной” период, он к каким только “заезжим” специалистам не обращался, чтобы завлечь электорат на свою сторону. Большинство из этих “специалистов” говорили: ну, если не раз плюнуть, то придется, мол, поплевать в сторону других кандидатов. А главным из них подразумевался Аман Тулеев.
Вот, например, как работал один из имиджмейкеров, кажется, из института парламентаризма. “Машину к гостинице, буду общаться с народом”, - сказал он утром по телефону. Поскольку после вечернего “моциона” ехать далеко не хотелось, выбрал город поближе - таким оказался г. Березовский. Не успели въехать в город, скомандовал остановиться у ларьков. Увидя “заезжего”, к нему потянулись цыгане. Он им сразу в лоб: “Знаете, кто такой Кислюк?” Они: “Не знаем такого. Тулеева - знаем”.
“Все понятно”, - захлопнув дверь машины, пробурчал специалист. Для “репрезентативности” опроса перстом указал остановиться у другого ларька. Тут для опроса снова оказались... цыгане. И опять они откровенно признались, что о Кислюке ничего не слышали, а о Тулееве знают много хорошего.
Вывод данного “исследования” был однозначный - в Березовском главу администрации области Кислюка никто не знает, Тулеева же - все! Ну хоть бы немного пораскинул мозгами, посравнивал и узнал бы, что его “клиента”, родившегося в Березовском, знает каждый, а цыгане - кочевники, и почему именно они стали главными респондентами “опроса” - большая загадка.
Можно представить, каково было удивление “клиента”, когда он узнал, что в своем родном городе никто его не знает. Ведь он получил эти данные как-никак от столичного авторитетного специалиста - значит можно ему верить. И началась грандиозная кампания (в том числе и в Березовском) по популяризации “пациента” имиджмейкера. В работу спешно включились полиграфисты для изготовления плакатов, открыток, визиток. Эффект от этого был обратный. Таких специалистов по имиджу, простите за грубость, в народе все чаще называют “мордоделами”.
Другой пример связан с фирмой “ИМИДЖ-Контакт”, от которой с бывшим губернатором работала некая Наталья Беленко. С ее приходом клиент сменил имидж. Он стал всюду улыбаться, наполнился оптимизмом, “засверкал” - на экранах, плакатах... Спрашивается, разве должен опытный имиджмейкер советовать клиенту широко улыбаться, когда люди вокруг голодают, когда берут в заложники глав администраций городов, чтобы получить кусок хлеба, когда директор школы от безысходности обливает себя бензином и прилюдно сжигают себя, когда шахтеры от отчаяния взрывают себя несколькими килограммами взрывчатки...
Когда-то актер Борис Ливанов сказал, что оптимист - это недостаточно осведомленный человек. А в данном случае неосведомленными были и “учитель”, и его “ученик”.
Следующий совет Беленко - полный контроль над районными СМИ. Под полным контролем, надо полагать, имелось в виду тотальное давление. Оно и началось, но “специалисты по давлению” из администрации, скажу прямо, не учли, что пресса, которая одна из первых в России отведала воздух свободы, оказалась неподавляемой. Тем более что многие газеты обзавелись собственными полиграфическими мощностями. Давление на них дало такой результат - остатки электората “клиента” отвернулись от него.
Думаю, не нужно объяснять, что от услуг таких “имиджмейкеров” лучше отказываться: имидж по крайней менее не снизится и, самое главное, средства сохранены. Уже шесть лет государственное издательско-полиграфическое предприятие “Кузбасс”, в котором печатаются областные и всероссийские газеты, просит средства на современную технику. Ему отказывали под всякого рода предлогами, но на предвыборную же кампанию бывшего главы закупили дорогую машину. На ней, как говорят специалисты, можно печатать портреты большого формата. Тулеев ее не запускал. Ему портреты не понадобились. Он победил и без портретов, и без имиджмейкеров.
Предыдущая статья
29 декабря 1997
Монитор
"Советник"
В США в г. Нешвилле с 9 по 11 ноября проходила международная конференция по PR, организованная Ассоциацией по связям с общественностью США (PRSA).
Следующая статья
23 января 1998
Советуют политикам имиджмейкеры
Е. Дейнего, "Век"
В ходе проходивших на этой неделе Дней Паблик рилейшнз (PR) в Москве специалисты по созданию имиджа обсудили свои успехи-поражения и перспективы своих клиентов-политиков.