Гостиная
Зеркало прессы
24 февраля 2003
Искусство достижения цели
Ирина Смирнова, Элитный персонал
Как создавать события, о которых нельзя не писать? Над этим успешно работают, применяя все новые технологии, профессионалы в области коммуникационного консалтинга. О требованиях к специалистам этой отрасли рассказывает Алексей СИТНИКОВ, президент Консалтинговой группы «Имидж-Контакт».
- Какие задачи решает специалист в области коммуникационного консалтинга?
Если у человека есть серьезная цель и он собирается потратить определенное время и силы для ее достижения, он обращается к консультантам, которые помогут ему к этой цели дойти наиболее рациональным путем.
Поэтому основная задача состоит в том, чтобы, поняв ценности, внутренние ресурсы и особенности характера человека, обратившегося к консультантам, помочь ему спроектировать такие ясные и понятные жизненные цели (не на год, не на два, а лет на 10-20), которые позволили бы ему осуществить ожидания и мечты. Нужно построить для него траекторию достижения конкретной цели.
Специалисты по консалтингу разрабатывают основную и запасные стратегии (ведь что угодно может случиться). Потом происходит наращивание ресурсов для каждой из этих стратегий. Их много. Основные из них - концептуальный, идеологический, финансовый (необязательно свой), организационный, коммуникационный, кадровый, репутационный.
- А кто же просто так даст свои финансы под разработку чьей-то стратегии? Спонсор?
Нет, конечно. Спонсор - это зависимость. На Востоке говорят: только неумный человек использует свои деньги для достижения своих целей. Можно научиться работать с ресурсами других людей. Как в айкидо. Не нужно ставить серьезную защиту или обладать сильным ударом, нужно, всего лишь правильно перенаправлять энергии, которые вокруг тебя.
- Не могли бы Вы проиллюстрировать это каким-либо примером?
В рамках этого подхода удается проводить избирательные кампании. Иногда, чтобы победить, мы используем ресурсы конкурентов. Мы даем возможность конкурентам сталкиваться лбами, и часть их ресурсов приходит к нам. Представьте ситуацию: один из конкурентов очень богат, а у другого есть серьезные СМИ. Наша цель – позволить им столкнуться друг с другом, чтобы деньги, которые потеряет первый из них, и СМИ, которые уйдут от второго, можно было направить на поддержку нашего клиента. Но для этого клиент должен быть интересен и для спонсоров, и для СМИ, и над этим надо серьезно поработать.
Важны также коммуникационный (транспорт связь, СМИ) и кадровый ресурсы. Это подтягивание умных людей, профессиональных и компетентных, в команду, которая занимается делом. Если есть дело, о нем не надо особенно говорить, оно будет говорить само за себя. Тогда каждое событие становится информационным поводом, независимо от того, платил ты СМИ или нет. Искусство - создавать такие события, о которых нельзя не писать. В любой деятельности надо не идти напролом, а создавать такие ситуации, в которых не может не быть благоприятного для тебя исхода. Я убежден, что этот путь приведет к успеху. Кроме того, мы используем организационный ресурс (наличие ранее сформированных структур), силовой ресурс (защита, безопасность) социальную базу поддержки.
- Существует ли потребность в специалистах в области коммуникационного консалтинга?
Спрос на специалистов огромный. Объем работ растет год от года.
Когда мы с коллегами создавали «Единство», то надо было в 225 округах провести репрезентативные квартирные опросы по 1200-1500 респондентов в каждом округе. Поэтому очень нужны региональные эксперты, социологи, менеджеры, аналитики.
Кроме того, коммуникационный консалтинг и сфера РП не могут существовать без сети экспертов в регионах РФ, предоставляющих информацию о том, что реально происходит в данном регионе, как развивается бизнес, что и кто влияет на его развитие. Остро необходимы хорошие аналитики.
- Каковы перспективы роста специалиста в области коммуникационного консалтинга в России?
Век технического прогресса и информации уже закончился. В XXI веке борьба развернется не за информацию и умы, а за душу. В век коммуникаций коммуникационный консалтинг становится профессией №1. От специалистов в этой области будет зависеть и внутрикорпоративная мифология, и надежность команды, и репутация, и мощность бренда, и общение между культурами, и политический диалог между властью и обществом, и разрешение кризисных ситуаций.
- Какие формы подготовки специалистов для работы в коммуникационном консалтинге есть в России?
В России сегодня около ста вузов готовят специалистов в области PR. Но вузовская подготовка не соответствует практическим потребностям. Большинство только что окончивших вузы журналистов, психологов, политологов, пиарщиков не подходят для работы в сфере консалтинга.
PR-подготовка сейчас должна быть больше связана с менеджментом, чем с журналистикой. Пиарщиков для работы в финансовой сфере надо готовить в финансовых вузах. Что касается политической коммуникации, то бакалавров и, магистров сегодня готовит кафедра политконсалтинга и избирательных технологий Высшей школы экономики, пока единственная в стране. В этом году будет создана аспирантура и MBA в области коммуникаций.
- Какие личные качества, по Вашему мнению, наиболее важны для специалистов в этой области?
Мы с коллегами очень ценим у кандидатов профессионализм, надежность, ответственность и способность быстро и эффективно развиваться.
Предыдущая статья
27 декабря 2002
Слово и дело. Унтер-офицерская вдова пойдет под суд
Марина Липатова, "Российские вести"
"Черный пиар", традиционный для нынешней политической России, впервые может стать причиной уголовной ответственности. Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, не удовлетворившись фактом победы, намерен сурово покарать команду своего главного соперника Александра Усса.
Следующая статья
01 марта 2003
Политтехнологи обмыли имидж
Анастасия Чуковская, Алена Антонова , Коммерсантъ, 3 марта 2003
В клубе "Петрович" прошел профессиональный праздник - День политконсультанта, приуроченный узкой группой политтехнологов ко дню рождения президента консалтинговой группы "Имидж контакт" Алексея Ситникова.