Зеркало прессы

23 августа 1999

Рынки PR. Концентрация общественных связей

А. Хазбиев, “Эксперт”

Схватка за миллиард

До последнего времени наша страна западные PR-структуры всерьез не интересовала - объем российского рынка не настолько велик, чтобы с размахом развивать здесь свой бизнес. Редкие исключения вроде крупного проекта российского правительства по оказанию PR-поддержки программе "Приватизация", которую осуществляло агентство Berson-Marsteller, погоды не делали. Поэтому неудивительно, что из первой двадцатки мировых PR-агентств в России пока присутствуют лишь единицы. Но ситуация кардинально изменится. То, что ожидает отечественный рынок PR-услуг после президентских выборов, когда наступит политическая стабильность и в нашу страну вернутся западные инвесторы, иначе как бумом не назовешь. По экспертным оценкам, в первые два-три года нового тысячелетия рынок увеличится на порядок: со ста миллионов до миллиарда долларов. Как сказал президент агентства "Имидж-контакт" Алексей Ситников, "иностранные компании начнут активнее развивать производства в России, вырастут и отечественные фирмы. Нужно будет раскручивать новые имена, создавать торговые марки, стране потребуется пиаровская и информационная поддержка масштабных социально-экономических госпроектов наподобие ´Покупайте российское´, так что работы будет хоть отбавляй". Естественно, зарубежные пиарщики упустить такой шанс не могут. Тем более что в отличие от России рынки развитых стран давно поделены и сейчас там идет борьба за каждый доллар. Тактика захвата новых рынков крупными западными компаниями неизменна в любой стране. Они либо поглощают местные агентства целиком, либо перекупают их наиболее талантливых специалистов (в основном креаторов).


Друзья поневоле

Как стало известно "Эксперту", на этой неделе на пиаровском рынке появится новый игрок - консалтинговая группа "Треугольник", учрежденная на паритетных началах руководителями трех ведущих российских агентств - "Имидж-контакт", "Михайлов и партнеры" и "Р.И.М.", которые сейчас в общей сложности контролируют, по разным оценкам, от 15 до 25% рынка. По словам Алексея Ситникова, главная задача новой компании - участие в тендерах на крупные заказы по бизнес-PR. "До сих пор каждое из трех агентств, специализирующихся в различных сферах PR, при участии в тендере не могло предложить весь спектр услуг и вынуждено было обращаться к субподрядчикам, что зачастую не нравилось клиентам. Объединив усилия, мы теперь сможем выполнять практически весь ассортимент работ и на равных бороться с иностранцами", - убежден Ситников. По его словам, в перспективе "Треугольник" может претендовать примерно на треть российского пиаровского рынка. "Мы хотим повторить успех Сергея Лисовского и Михаила Лесина с Юрием Заполем на рекламном рынке, которым в начале девяностых удалось договориться и не пустить на рынок медиа-баинга телерекламы западные агентства", - говорит Ситников.

Главный соперник "Треугольника" "Имиджленд" особой опасности в появлении нового конкурента не видит. Вероника Моисеева считает, что успех новой компании всецело будет зависеть от того, удастся ли партнерам слаженно решать проблемы с ее управлением и распределением работ между коллективами, - в противном случае создание "Треугольника" было бы чистым безумием. Действительно, до сих пор наши пиарщики демонстрировали завидную самоуверенность, и заподозрить их в теплых отношениях друг к другу было довольно трудно.

Окажется ли удачным слияние трех российских агентств, пока не известно. Но так или иначе практически все специалисты согласны с тем, что процесс концентрации на рынке российского пиара неизбежен и все серьезные компании будут вынуждены пойти либо по пути "Имиджленда", либо "Треугольника".

Предыдущая статья

19 августа 1999

Человек, похожий на будущего президента. Теневая структура может стать солнцем первого вице-премьера

Г. Мурсалиева, “Новая газета”

В публикации "Голос - самое ценное ископаемое. Как его добывают" (N 27 (Д) нашей газеты за 29 июля - 1 августа) в беседе за воображаемым круглым столом президент крупнейшей в стране структуры политического консалтинга - компании "Имидж-контакт" доктор психологических наук, профессор Алексей Ситников нарисовал образ будущего президента России.

Следующая статья

26 августа 1999

А обмануть его не сложно, он сам... Электорат готов к приему грязных технологий

Г. Мурсалиева, “Новая газета”

Недавно мой знакомый журналист из Братска рассказал о "великой техновойне", невидимым ураганом прокатившейся полтора года назад по мозгам его земляков. В тех боях на территории небольшого города в Иркутской области сошлись две самые мощные столичные команды спецов избирательных технологий: "Имидж-Контакт" и "Никколо-М".