Гостиная
Зеркало прессы
11 июня 1998
Имиджмейкер Байкал переехал. Кочующие политтехнологи превращают выборы в кухонную свару
Л. Сигал, “Общая газета”
ДАЛЬНЯЯ сибирская республика Бурятия недавно прогремела на всю Россию из-за столкновения местных властей с буддийской общиной. Но этого конфликта, и тем более шума вокруг него, могло бы не быть, если бы не президентские выборы, предстоящие республике 21 июня, и не участие в избирательной кампании мастеров шумовых эффектов, прибывших из Москвы.
Казалось бы, в экономически слаборазвитой, патриархальной Бурятии выборы могли пройти по-домашнему тихо и чинно, как это было четыре года назад. Ведь не так много радости занять президентское кресло в Улан-Удэ - потом устанешь обивать пороги московских кабинетов, выпрашивая трансферты. У крупного капитала интересов в Бурятии нет, если не считать строительства газопровода из Иркутской области в Китай и Корею, но не в Улан-Удэ решать судьбу этого грандиозного проекта. И Кремлю в сущности безразлично, кто выйдет победителем: нынешний президент Леонид Потапов или, скажем, директор локомотивно-вагоноремонтного завода Александр Коренев.
62-летний Потапов восемь лет руководит республикой. Считает себя убежденным коммунистом, но о федеральном начальстве, согласно старым представлениям о субординации, отзывается уважительно. В личном общении поражает скромностью и провинциальной непосредственностью. В своем предвыборном манифесте Потапов заявляет: "Не допущу захвата богатств республики финансовыми олигархами, ее распродажи полностью или по частям". Между тем "захватчики" и так обходят Бурятию стороной, считая ее малопривлекательной для инвестиций.
50-летий Коренев, возглавляющий местное отделение Союза промышленников и предпринимателей, напротив, бизнесмен новой формации, расчетливый прагматик. Избирателям он тем не менее предлагает бесцветную популистскую программу, обещая помочь всем, от пионеров до пенсионеров, а налоги при этом, разумеется, снизить.
Клуб путешественников в электорат
АГИТРАБОТА так и ограничивалась бы монотонными резонерством да раздачей обещаний, а о подробностях предвыборной борьбы не узнали бы за пределами республики, если бы основные кандидаты не поддались моде и не навезли в Улан-Удэ маститых политтехнологов из столицы. Мастера этого цеха буйно взошли на дрожжах выборов Госдумы и президента России, подпитывались последовавшей далее большой "губернаторской страдой", а ныне недогружены работой и кочуют по стране, неустанно охотясь за потенциальными заказчиками и конкурируя между собой в соответствии с нравами "дикого рынка".
Бурятских соперников обслуживают две ведущие московские фирмы: Потапова - "Имидж-контакт", а Коренева- "Никколо М". Они фактически полностью взяли на себя обязанности избирательных штабов, избавив кандидатов от услуг местных кадров. Это, кстати, постепенно становится тенденцией: провинциальные выборы превращаются в профессиональное соревнование столичных имиджмейкерских фирм.
Разумеется, московским политтехнологам нелегко вникнуть в местные проблемы, нагрянув в Улан-Удэ проездом из Красноярска в Ижевск, но они и не считают это обязательным, главное - владеть научными методами обработки электората. Практикуемые методы не сказать чтобы очень оригинальны и изящны. Самый ходовой прием - концерты эстрадных "звезд" в поддержку того или иного кандидата. Артисты, выступавшие на стадионе им. 25-летия Октября в рамках агиткампании Коренева, очень хотели сказать что-нибудь доброе если не о самом кандидате, про которого они ничего не знают, то хотя бы о Бурятии. Наталья Сенчукова, например, призналась: "Я смотрела "Клуб кинопутешествий", где показывали Бурятию, и сразу вас полюбила". ("Хорошо, что она смотрела не "В мире животных", - посмеивались местные интеллигенты.)
Основные политические дивиденды фирма "Никколо М" решила сделать на "атласной истории". Нынешний глава республики сначала противился экспонированию "Атласа тибетской медицины" в США, добиваясь пересмотра условий договора. Тогда Александр Коренев стал обвинять его в потворстве религиозным фанатикам. Когда же Потапов подписал измененный договор и применил силу к пикетчикам-буддистам, препятствовавшим вывозу "Атласа", соперник президента тут же встал горой за верующих, и теперь команда Коренева изо всех сил "раскручивает" этот конфликт.
На шестисоттысячный бурятский электорат обрушился "селевой поток" печатной агитпродукции. Стороны обзавелись "боевыми листками": у потаповцев - "Совершенно бесплатно" (250 тысяч экземпляров), "Правда против лжи" (125 тысяч), "Евразия-факс" (120 тысяч); у кореневцев - "Возрождение Бурятии" (300 тысяч), а также "Гвоздь" и "Моя газета". Издания увлечены главным образом яростной полемикой друг с другом.
"Цинизм", "хамство", "глупость", "политическая проституция", "неприглядная возня перепуганной кучки чиновников" - такими эпитетами противники награждают Потапова и его окружение. Потаповцы отвечают не менее изысканно. В порядке вещей, например, "залезть в постель" к конкуренту или "проехаться по пятому пункту". "Александр Степанович, - вопрошают Коренева с газетной страницы, - в каких личных отношениях вы находитесь с Анной Скосырской и что думает об этом ваша супруга?"
Еще больше внимания уделяют в потаповском штабе личной жизни третьего кандидата - Валерия Шаповалова. Процитируем штабной документ со звучным названием "Памятка агитатору по контрманипуляциям в отношении основных конкурентов Л.В. Потапова": "Шаповалов известен как человек, неразборчивый в выборе сексуальных партнеров. Он имеет длительный роман с гражданкой Баландиной, других подруг". В конечном итоге кандидат Шаповалов обвиняется в намерении "превратить Бурятию в гарем".
Неразборчивы Шаповалов с Кореневым, если верить слухам, которые распускают о них оппоненты, и в выборе соратников - сплошь неарийцы. Шаповалов якобы связан с "кавказской мафией". Доказательством этому служит неотразимый аргумент: "У него в предвыборном штабе работают три чеченца, а также грузины и армяне". Коренев же "через свою любовницу Скосырскую финансируется Березовским и еврейской общиной".
Самые экстравагантные обвинения выдвигаются в адрес четвертого по рейтингу кандидата - бывшего предсовмина Бурятии Владимира Саганова. Он якобы является проводником корейской экспансии в Забайкалье и ставленником тоталитарной секты Муна. Основание для этих обвинений: Саганов работал советским торгпредом в КНДР! Не стоило бы удивляться, если бы подобная "предвыборная агитация" отражала провинциальный уровень политической культуры или моральный облик кандидатов. Однако местные нравы здесь ни при чем. Провинция до такой раскованности еще не дозрела - это работают столичные "культуртрегеры", считающие себя профессионалами экстра-класса и, разумеется, интеллигентными людьми. Бурятия - лишь одна из точек приложения их искусства, те же методы, те же нравы тиражируются ими по всей России.
Конечно, от этих "спецов", работающих скорее за деньги, чем за идею, обычно и не ждут щепетильности, их козырь - высокая эффективность. Однако имиджмейкерские "штучки" настолько притупляют избирательское чутье, что под шумок на политическую сцену выходят по-настоящему сомнительные фигуры. Хрестоматийный пример - Нижний Новгород. Похожая ситуация складывается, кстати, и в Бурятии: на фоне потаповско-кореневских баталий растет рейтинг "народного мстителя" Шаповалова, не так давно покинувшего СИЗО.
Консультант консультанту волк
В СВОИХ супертиражных по местным понятиям агитлистках московские "команды профессионалов" жутко бранятся между собой и так увлекаются сведением цеховых счетов, что, кажется, напрочь забывают о нанявших их заказчиках.
Почитаешь - узнаешь, что "фирма "Никколо М" всем известна своей жестокостью и коварством", а также "душевной подлостью" и "неизлечимым кретинизмом". Автор этих суждений - в прошлом сотрудница "Никколо М", переметнувшаяся к конкурентам. Еще одна цитата из "Памятки агитатору": "московские имиджмейкеры из "Никколо М" имеют опыт организации провокаций, массовых беспорядков и т.д.".
"Манипуляторам наплевать на будущую судьбу Бурятии и ее граждан. Деньги срубили, поехали дальше. Может, хватит экспериментов над людьми под соусом из наукообразных спекуляций, господа заезжие имиджмейкеры?" - патетически восклицает заезжий имиджмейкер со страниц газеты "Совершенно бесплатно". Это восклицание вряд ли найдет понимание у коллег по ремеслу. Рассчитывать на то, что специалисты по выборам сядут рядком и договорятся о принципах добропорядочной конкуренции, уже не приходится. Единственная надежда - на политиков: может, им однажды станет неприятно пользоваться услугами такого сорта и они попробуют, как встарь, обходиться ресурсами личного обаяния. Во-первых, это намного дешевле, во-вторых, безопаснее для их же имиджа.
Предыдущая статья
10 июня 1998
Выборы в Бурятии: Война компроматов
Е. Воробьева, “ЧП”
21 июня в Бурятии пройдут выборы президента республики. Сейчас предвыборная гонка в самом разгаре, кандидатов на главный пост республики -12 человек.
Следующая статья
15 июня 1998
В Бурятии без перемен. В воскресенье состоятся последние президентские выборы-98
В. Шпак, “Московские новости”
Выборы президента Бурятии - последние в этом году выборы главы местной исполнительной власти. На не очень крупной и не очень богатой территории, с гордостью носящей звание республики, выборы проходят по сценарию, который скорее типичен для областных образований.