Зеркало прессы

27 марта 2002

Из чего "сделаны" выборы

Дмитрий Панченко, "Биржа плюс карьера" (Нижний Новгород)

Работа на выборах: пока в глазах студентов это банальная расклейка плакатов, сбор подписей и другая подобная не слишком интеллектуальная трудовая деятельность. Способ заработать, но немного и нечасто. Примерно так выглядит расхожее представление об этом политическом процессе. Однако есть люди (они называются политтехнологи), для которых выборы – это профессия и основной способ заработка, работа, полная азарта и приключений, связанная с путешествиями по городам страны (выборы в России происходят постоянно) и знакомством со все новыми и новыми героями. Это похоже на Голливуд, который как конвейер производит популярнейшие фильмы, делает народных героев из актеров, не имеющих актерского образования. В общем, предвыборный технолог - тот же режиссер, благополучие которого зависит только от творческих находок и популярности его фильма. Мне посчастливилось провести неделю в компании именно таких благополучных политических режиссеров, для которых выборы - и работа, и жизнь, - увидеть, чем они живут, и заразиться тем творческим азартом, который им присущ.

В гости к политтехнологам

В ноябре прошлого года в интернете появилась информация о том, что консалтинговая группа "Имидж-Контакт" проводит конкурс эссе среди студентов и молодых преподавателей. (Для справки: об "Имидж-Контакте" вспоминают в связи с успешной избирательной кампанией Ельцина в 1996 году, выборами в Госдуму 1996 года. "Имидж-Контакт" провел самую громкую губернаторскую кампанию - выборы в Приморье, на которых победил Дарькин. Это малая часть послужного списка профессионалов, которые делают на кандидатах деньги. Президент "Имидж-Контакта" - известнейший ученый Алексей СИТНИКОВ). Так вот, призом в том конкурсе эссе было участие в молодежном форуме TERRA POLITICAE, который организует "Имидж-Контакт". Из трехсот авторов работ, присланных на конкурс, "контактовцы" отобрали около ста участников и пригласили их на свой политический форум - на неделю в Москву. На форуме мэтры политтехнологий присматривались к молодежи (то есть кадры подбирали), передавали свой опыт, ловили свежие идеи и просто хорошо отдыхали.

Весело написав эссе о своем участии в выборах и дождавшись положительного результата, я отправился в Москву на форум. Наш славный город на этом мероприятии представляли пять студентов из НГЛУ, политеха, университета и Высшей школы экономики.

Политический консультант - за стеклом!

Организатор - "Имидж-Контакт" - устроил из форума большую игру, напоминающую одновременно "Последнего героя", "За стеклом" и телевизионные политические шоу. Каждый из участников получил псевдоним, о своих истинных именах было велено забыть.

Организаторы задумали совместить сразу два процесса - политический, с формированием из числа участников партий и последующие президентские выборы, и образовательный процесс, то есть лекции, круглые столы и встречи с VIP-персонами (с какими - чуть позже). Таким образом, мы получили одновременно огромный теоретический курс по политике и избирательным технологиям и возможность применения получаемых знаний "не отходя от кассы" - на самом форуме.

Первая задача, поставленная перед нами, заключалась в следующем – создать свою партию. Форумцы создали аж восемь партий, не сильно различающихся по идеологии, но разных по составу. За первый день надо было прописать идеологию своей партии, сформировать приоритетные направления ее деятельности и начать раскрутку. Если с раскруткой в моей партии все обстояло нормально (форумское ТВ и газеты всегда ловили наши информационные поводы), то внутрипартийная жизнь складывалась не совсем хорошо. 26 человек, вошедшие в эту партию, никак не могли найти общего языка в своей работе, в итоге уже на второй день на форуме произошел настоящий партийный раскол. В общем-то, это добавило нам только плюсов, потому что политскандалы и разборки всегда очень сильно привлекают внимание общества и СМИ.

Стоит отметить, что эксперты "Имидж-Контакта", улыбаясь, только наблюдали за происходящим, сами участия в "политике" не принимали. Как они потом отмечали, увиденное очень сильно напомнило им все те политические процессы, которые проходили в России в последнее время.

Задача - прийти к власти

Политическая жизнь форума регламентировалась довольно жестко. Во-первых, было издано несколько законов, которые существенно усложнили нашу жизнь. Например, каждый день до девяти вечера всем партиям надо было сдавать целый ряд документов. Во-вторых, поскольку партии получали от государства финансирование, оргкомитет очень строго следил за финансовыми потоками (ну и что, что деньги были не совсем настоящими), а жестокий Центризбирком (в него входили юристы "Имидж-Контакта") дотошно наблюдал за тем, как партии соблюдают законодательство, и придирался ко всему, к чему только можно. В итоге каждый участник форума на протяжении всей недели практически не спал: занятия проходили с девяти утра и до одиннадцати-двенадцати вечера, а в промежутках между ними и ночью на форуме шла активная партийная и политическая деятельность. В общем, ситуация на форуме была максимально приближена к реальности, а темы разговоров участников в первые дни касались исключительно деятельности партий, тайных альянсов и соглашений, попыток подкупа высших должностных лиц и журналистов государственного медиа-холдинга. А все новые и новые факты из жизни форума вскрывались каждый день по телевидению (его все смотрели за завтраком, обедом и ужином) и в многотиражной газете (тираж более 100 экземпляров). Впрочем, позже появились и альтернативные СМИ, расценки в которых были демократичнее, а сотрудники сговорчивее.

После того как партии не без шума зарегистрировались в Избиркоме, в жизни форума начался следующий политический процесс: подготовка к выборам президента. Партии, объединившись или поодиночке, должны были выдвинуть своего кандидата в президенты, зарегистрировать его, провести выборную кампанию и ... задача максимум - прийти к власти.

Технологии, стоящие 60 тысяч долларов

Участники форума достаточно умело воплощали в жизнь то, чему учили. Например, сами эксперты "Имидж-Контакта" на протяжении целого цикла занятий рассказывали о проведении избирательной кампании "под ключ". На примере одной успешной кампании описывались самые передовые технологии. Мы просматривали предвыборные ТВ-ролики, обсуждали их, а уже в ближайшие часы для форумского ТВ изготовлялись свои собственные ролики, которые содержали в себе и известные технологии и нечто абсолютно новое. Кстати, эксперты "Имидж-Контакта" не преминули как-то между делом ответить на вопрос и о своих собственных заработках: удачные технологии могут приносить вам порядка 60 тысяч долларов в месяц.

Кстати, все технологии, которые мы воплощали в свои игровые выборы, не устарели и применяются и на нынешних выборах в ОЗС в реальной нижегородской жизни. Очень активно наши партии использовали "ходячую" агитацию, когда на майках агитаторов пишутся имена кандидатов, в Нижнем Новгороде эта идея воплотилась в дворниках, одетых в специальную агитационную экипировку. Всегда привлекает к себе агитация нестандартной формы, размеров, местоположения - это в городе тоже было. За каждого из наших форумских кандидатов замолвили словечко перед телекамерами или на страницах газет всякие там "випы" - Немцов, Хакамада, Жириновский. И это уже проходили, когда нижегородских кандидатов приезжали поддержать из Москвы их старшие братья по разуму. Очень полезно жаловаться на своих оппонентов в избирком - когда конкуренты проводят по пять часов в сутки в судах, то сильно отвлекаются от предвыборной кампании. Это происходит и в реальности - наиболее продвинутые штабы используют любую возможность придраться к оппоненту. Кстати, наши эксперты листовки серьезным видом агитации не считают. Листовки надо выпустить лишь с той целью, чтобы занять противника ненужной работой - чтобы он подолгу сочинял тексты, отвечал на ваши заявления и мучился в творческом кризисе. Реальная же агитация ведется посредством организации массовых мероприятий, затрагиванием в СМИ действительно актуальных проблем населения округа. Выборы на форуме показали, что только красивыми плакатами и листовками не обойтись, думаю, такие же итоги будут и на реальных выборах в ОЗС - победят те, кто два-три месяца перед выборами активно "кипели и сотрясали все вокруг", а не те, кто пассивно "висели на столбах". Были использованы и другие технологии, многие из которых касались сугубо психологических аспектов в ТВ и наглядной рекламе - цвета, ритм, тембр голоса, построение текстовки.

Сняли Шендеровича за 2 у.е.

Каждый день всех форумцев радовали своим приездом VIP-гости, которые читали для нас лекции и просто общались.

Начнем, например, с Шендеровича. Этого милого телеведущего молодые политики уговорили сняться в рекламном политическом ролике всего за две местных условных единицы - что эквивалентно на форуме стоимости одного маркера. Но он не обиделся. Кроме участия в съемках, Виктор Шендерович на лекциях рассказывал участникам о медиа-ситуации в России, ситуации на канале ТВ-6, к которому он имел самое непосредственное отношение, и о своем видении политики в России. Вообще, из "випов" Шендерович запомнился форумцам больше всего. Он провел на форуме почти сутки, никогда не отказывался от общения, со всеми с удовольствием болтал.

Никого не оставил равнодушным визит Владимира Вольфовича Жириновского. На его примере организаторы форума показали участникам, что значит в политике настоящая харизма. Хороший актерский талант сегодня никому не будет лишним. Из "випов", нас посетивших, отмечу Немцова, Хакамаду, Сергея Филатова, Владимира Рыжкова. Интересно рассказывала о начале своей политической карьере Ирина Хакамада - в 1993 году свой предвыборный ролик она снимала на собственной кухне, а ее тогда еще длинные волосы пафосно развивались от включенного фена. Кстати, Ирина (она предпочитает, чтобы ее называли по имени) не исключает своего участия в выборах президента. Но случится это не раньше чем в 2008 году.

Приезжал на форум Николай Сванидзе, он рассказывал о стиле работы на государственном телевидении. Не стесняясь, поведал о том, о чем он имеет право говорить по телевидению, а о чем - нет. Однако он оправдывает себя тем, что его личная позиция схожа с позицией государства. Приезжали на форум и многие другие журналисты, политологи, представители Центральной избирательной комиссии. Как рассказывали эксперты "Имидж-Контакта", цель занятий с известными гостями - познакомить нас как можно с большим количеством точек зрения. Не навязывать какую-то свою позицию, а дать как можно больше трактовок происходящего.

Время женщин еще не настало

Уже на третий день форума в его политической жизни появилось пять кандидатов на пост президента. Посыпались листовки, плакаты, PR-акции гремели одна за другой.

К слову сказать, состоял я в самой шумной партии, которую неофициально называли партией террористов (именно мы организовывали самые крупные форумские аферы - финансировали чужие партии и вводили их таким образом в зависимость, проводили такие регистрационные процедуры, которые оргкомитет потом признал самыми гениальными в юридическом смысле), и к выдвижению кандидата в президенты мы отнеслись особенно трепетно. Нашим кандидатом стала девушка (это была единственная дама-кандидат), поэтому внимание общественности было привлечено уже на самом первом этапе. А дальше, пока мужчины-кандидаты-конкуренты выясняли отношения между собой, мы "пробивали" женскую тему и соответствующую целевую аудиторию - мужскую часть населения форума. Кампания возымела свое действие, и по ночам у нашего предвыборного штаба собирались толпы поклонников нашей "кандидатши". Исход выборов показал, что время женщин в России (или по крайней мере на форуме) еще не настало, но некоторых кандидатов мы все-таки обогнали. Слава Богу, что партийная борьба не распространилась на простое общение между участниками. Победу одного кандидата праздновали все партии. Не стесняясь, все делились своими предвыборными тайнами и секретами, технологиями и методами борьбы.

Финал

Кстати, на протяжении всего форума организаторы - эксперты консалтинговой группы "Имидж-Контакт" - с огромным вниманием следили за развитием событий и даже что-то записывали. Хотя больше пользы, думаю, получили сами участники. Главный вывод, сделанный по итогам форума, это то, что политтехнолог - экстремальная и очень творческая профессия, пускай даже не многим до сих пор понятная и известная. И пусть злые языки не говорят, что интерес населения к выборам скоро пропадет - уж находчивые политтехнологи найдут еще не один способ заставить вас исполнить свой долг - то есть проголосовать. Это же их хлеб.

Предыдущая статья

14 марта 2002

Наиболее активно и стабильно развивающиеся компании и банки России

"Московская правда"

Агентство Экономических Новостей в очередной раз определило рейтинг наиболее активно и стабильно развивающихся компаний и банков, на этот раз по итогам девяти месяцев 2001 г.

Следующая статья

30 апреля 2002

Время обесценивает имидж руководителей

Александр Моисеенко, "Финансовая Россия"

Эксперты и участники рынка PR и консалтинговых услуг отмечают, что за последние несколько лет заметно снизились заказы по созданию имиджа представителям крупного бизнеса. Это связано с уменьшением роли первых лиц. Решающее значение приобрел сам бизнес клиента.