Гостиная
Зеркало прессы
23 декабря 1999
Глазами "ИМИДЖ-Контакта"
С. Бурдинская, “Вестник Байкальская политика-2000”
Мой собеседник - PR-консультант московской фирмы "Имидж-контакт". Он уже работал в Приангарье, приехал в Иркутскую область и на нынешние выборы в Госдуму. Он согласился ответить на мои вопросы, оговорив, правда, что его фамилию называть не стоит.
- Какие специализированные московские фирмы работали в области на прошедших выборах?
- В области работало, как минимум, три крупных компании, две из них московские - "Никколо М" и "Имидж-контакт". Конечно, не исключено, что были еще компании, но меньшего уровня. В некоторых предвыборных штабах обходились и без помощи московских специалистов. Для справки: cуществует около 10 крупнейших фирм, которые постоянно конкурируют друг с другом. Хотя они в принципе уже поделили между собой Россию, все равно происходят столкновения. У "Имижд-контакт" больше выигрышей, зато у "Никколо М" самый большой объем заказов, они сегодня подстегивают разработку "черного" и "серого" PR, в этом деле сейчас диктуют моду. Но очевидно, что в регионах "подрастают" мозги, и через какое-то время технологии будут придумываться не в столицах.
- Сколько платили нынче на выборах?
- Очень высокооплачиваемая кампания была у Колесникова, она шла по линии "Никколо М". Вообще зарплата приглашенных PR-щиков - от 1,5 до 3 тысяч долларов в месяц. Местные журналисты получали от 500 долларов в месяц, все зависело от уровня выполняемой работы. На узкой специализации (контра, "черный" PR) гонорар за один материал был от 200 долларов и выше. Самые дорогие специалисты - это кризис-менеджеры, люди, которые занимаются реабилитацией совершенно провального имиджа. Просто позитивные материалы, когда журналист "переводил" речи кандидата на общечеловеческий, были самыми дешевыми.
- А Вы не опасаетесь, что скоро местные PR-щики "уроют" московских, и тех перестанут приглашать в регионы на выборы?
- Не боюсь. Пройдет немного времени, еще пара выборов, и большая потребность в московских специалистов отпадет, в регионах вырастут свои кадры, которые овладеют всеми выборными технологиями. Кстати, мы не против этого, а даже "за". Приглашать московских специалистов все равно будут, только в другом качестве: проводить семинары, курсы, учить местные кадры. Лично я за то, чтобы местные PR-щики начали сами думать. Сколько проводится семинаров в Москве, в частности, и с известными во всем мире специалистами, и на таких семинарах людей из регионов практически нет. Дело не в том, что их не приглашают, при нынешнем развитии электронных средств связи об этом можно узнать вовремя, просто не интересуются. Но скоро местные PR-щики начнут понимать, что они может успешно конкурировать с московскими. Естественно, даже самая крупная фирма не может "потянуть" десятки выборов одновременно, поэтому на них приглашаются люди из регионов.
- Было ни на этих выборах в Иркутской области что-то для Вас новое?
- Ничего нового в Иркутской области нынче придумано и запущено не было. Как и обычно, почти все кампании были трехволновые: идентификация личности, "прокачка" основных качеств кандидата (наполнение образа) и директивные приказания голосовать "за". Говоря простым языком, добивались, чтобы кандидата узнавала каждая первая собака, помнила, что она хороший - каждая вторая, и собиралась за него голосовать каждая третья.
Было и отрицание трехволновой кампании - это создание некоего спина (в химии - закрученный электрон). При этом изначально дается мысль, которая будет основной в кампании, неважно, на каком ее этапе, главное - крутить эту мысль. Самый заметный спин Иркутской области был, пожалуй, у Зайцева: главная мысль - АНХК, градообразующее предприятие, основа всех основ.
Предыдущая статья
13 декабря 1999
Кому верить?
Е. Варламова, “Профиль”
Раз в четыре года каждый из нас чувствует себя в прямом смысле драгоценным. Известнейшие люди, партии и блоки тратят чудовищные деньги, чтобы заручиться нашей личной симпатией на выборах. А каждый из нас пробует себя в роли эксперта по стратегическому анализу, решая, на какую политическую силу сделать ставку сегодня, чтобы не испортить себе жизнь завтра. Кому же верить?
Следующая статья
01 февраля 2000
Фаворит сезона-2000
В. Васильева, "Рекламный мир"
Кампания Владимира Путина, пожалуй, является одной их самых удачных по применению новых политтехнологий.
Ефим Островский, политолог, специалист по избирательным технологиям: Про опасность предвыборной ситуации для Путина говорить бессмысленно.