Гостиная
Зеркало прессы
10 июня 1998
Московская изнанка региональных выборов
Т. Сухомлинова, “Литературная газета”
Красноярские предвыборные старания кандидатов в губернаторы привлекли беспрецедентное внимание публики. Алексей СИТНИКОВ, доктор психологических наук, руководитель одной из консалтинговых фирм, на счету которой участие более чем в ста избирательных кампаниях разного уровня, в том числе предвыборной кампании президента, по просьбе корреспондента "ЛГ" поделился некоторыми своими наблюдениями.
ПОНЯТНО, что все региональные выборы делаются в Москве. Воздействие массовой информации особенно центрального ТВ реальность. Все центральные телеканалы в руках наших олигархов. Без их согласия ни за какие деньги во время предвыборной кампании не появиться. Поэтому необходимо либо иметь договоренность с теми, кто владеет каналами СМ И, либо очень большие деньги плюс видимый нейтралитет владельцев телеканалов... Но, разумеется, нужна и харизма человека, который баллотируется. Можно, конечно, провести кампанию "про кандидата", но без его активного участия (были случаи, когда нам приходилось пользоваться такими технологиями), но это довольно сложно. Проще, когда и команда хорошая, и кандидат обладает хоть какой-то притягательностью для населения. Плюс правильно организованная кампания вплоть до каждого информационного повода, каждого выхода кандидата к людям.
Год назад Зубов был очень спокоен: близкие отношения с Черномырдиным, с ОНЭКСИМБанком, Потанин влиятелен, Чубайс в силе, Черномырдин премьер. Зубов был настолько спокоен, что, когда еще прошлым летом велись переговоры о проведении кампании, ресурсы, которые он собирался выделять для этого, были смехотворными. Вызывало просто умиление, как человек за 10 копеек собирается провести предвыборную кампанию в крупнейшем регионе...
Вдруг Чубайс с ОНЭКСИМом пошатнулись. Черномырдина сняли. Другие силы перехватили игру в Москве. Березовский начал поддерживать Лебедя... Казалось бы, нужно сориентироваться. Ведь есть же силы, не заинтересованные в том, чтобы Лебедь в конечном счете стал президентом. И союзников надо было искать среди них...
Еще за 4 недели до первого тура Зубов побеждал. Лебедь стартовал с 15 процентами поддержки при 50 процентах, которые отдавали Зубову. Неопределившихся было всего 10 процентов. Перераспределять было нечего, ведь даже если бы неопределившиеся объединились и отдали голоса Лебедю, то все равно он собрал бы голосов в два раза меньше, чем Зубов... И Зубов растерял все. Складывалось впечатление, что Зубов очень долго сам не знал, чего хотел то ли остаться в Красноярске, то ли уехать в Москву...
Многие структуры перекрыли Зубову возможности нахождения бюджетных финансовых ресурсов к такому повороту событий он тоже оказался не готов. А Лебедь в то же самое время демонстрировал при поддержке финансовых структур и центральных СМИ правильную политическую игру с целями и умение работать с сильной командой.
Есть много иллюзий, которым подвержены люди. Но непонятно, когда им упорно продолжают следовать те, кто принимает решения. Одна из таких иллюзий: я действующая власть, и все, кто приходит ко мне в кабинет отчитываться, во время избирательной кампании будут работать на меня... Вторая иллюзия: я договорись с таким-то кандидатом, и его голоса перейдут ко мне. Третья: меня и так поддерживают, следовательно, можно особенно и не работать на избирательную кампанию.
Зубов очень симпатичный человек, хороший ученый, преподаватель, но... свою кампанию он построил на чисто теоретических конструкциях и очень долго с упорством следовал им и своим иллюзиям. Есть немало технологических нюансов, учесть которые он не захотел.
Известна, например, аксиома избирательных кампаний: столько людей получишь, сколько рук пожмешь. Лебедь этот прием очень активно использовал. Да и начал свою кампанию очень эффектно приехал в Красноярск с женой, как бы показывая, что приехал с семьей, а значит надолго. Второе он сам пахал на свою избирательную кампанию, как вол, с утра до вечера. Провел огромное число встреч с людьми, что было очень важно. Ведь большая часть населения политиков, даже своих, местных, в глаза не видела. А тут пожалуйста вам, встреча с Лебедем... Эффект личной причастности, как правило, снимает эффект давления, навязывания, который неизбежен в избирательных кампаниях.
С самого начала не вызывало сомнений, что с Лебедем работает сильная профессиональная команда. Кстати, мы с этой командой часто встречаемся: когда работаем друг против друга, когда вместе...
Типичная ситуация: Лебедь проходит через толпу, но в ней уже находятся подготовленные люди, их задача задать интересные вопросы, к которым Лебедь готов и благодаря которым он сможет продемонстрировать все свои плюсы: свою позицию, остроумие, информированность, харизму. Или, наоборот, своими вопросами "погасить" неожиданные или невыгодные для Лебедя вопросы или вопросы, заданные конкурентами.
Неплохо, на мой взгляд, работала и их группа Слухов и сплетен. Такая же группа, кстати, является составной частью не только команды, работавшей с Лебедем, В нашей фирме, например, тоже есть аналогичная группа. Другое дело, сколь профессионально и с какими целями используются эти технологии.
Все митинги, все походы, демонстрации, встречи с конкурентами, все собрания у Лебедя были очень хорошо срежиссированы. Ну и плюс сам он яркий человек с запоминающимся голосом, неординарной внешностью, явными актерскими способностями.
Но главное Лебедь четко действовал по схеме: если ты не управляешь своими целями, ими будет управлять кто-то другой... Ты будешь зависеть от того, что там в Москве скажет госпожа Митина, что кто-то присоветует президенту. Известно ведь некоторые круги и в Красноярске, и в Москве в какой-то момент уповали на то, что в Красноярском крае будет введено федеральное правление.
Но что бы мы ни говорили о технологиях, результаты выборов и в Красноярском крас, и в других регионах во многом обусловлены отсутствием единства в федеральной власти. Даже в администрации президента одно подразделение работало на Зубова, другое на Лебедя... Сейчас нельзя говорить о некоей единой власти федерального центра. Все разделились но кланам. Березовский поддерживал Лебедя. Черномырдин Зубова. Кто из них власть? Каждый по-своему.
Многие финансисты поддерживали и того, и другого кандидата. Главы администраций, работая в структурах Зубова, начали помогать и Лебедю перед ними стояла задача выживания, сохранения своих личных позиций... То же, кстати, было и во время избирательной кампании Б, Ельцина. Все губернаторы были руководителями местных штабов по его избранию, но при этом многие из них тратились и на Зюганова, встречали его торжественно у трапа самолета.
Нет единой власти в Москве, нет и единой поддержки из Москвы. Думаю, последующие избирательные кампании принесут нам немало сюрпризов.
Предыдущая статья
25 мая 1998
Выборы еще не назначены, но предполагаемых кандидатов уже много
С. Пудов, “Монитор”, Нижний Новгород
О своем участии в повторных выборах главы города Нижнего Новгорода пока заявил лишь один человек. Это депутат Законодательного собрания области адвокат Дмитрий Бедняков. Однако кандидатуры могут быть выдвинуты самые разные, в том числе и неожиданные, и аналитики продолжают строить предположения, в каком составе выйдут кандидаты на старт предвыборной гонки
Следующая статья
10 июня 1998
Выборы в Бурятии: Война компроматов
Е. Воробьева, “ЧП”
21 июня в Бурятии пройдут выборы президента республики. Сейчас предвыборная гонка в самом разгаре, кандидатов на главный пост республики -12 человек.