Библиотека
Алгоритм 3. ВААЛ
Алгоритм 3. ВААЛ
Фоносемантический анализ текста. (эмоциональная окраска воздействия текста на слушателей).
Мы выбрали несколько основных параметров.
№ | Биполярные шкалы |
2002 г. |
2003 г. |
1 | безопасный – страшный |
33,7 |
31,9 |
2 | добрый – злой |
52,9 |
62,8 |
3 | величественный – низменный |
24,3 |
27,7 |
4 | тяжелый – легкий |
30,2 |
26,2 |
5 | грубый – нежный |
34,1 |
37,9 |
6 | мужественный – женственный |
29,6 |
27,1 |
7 | сильный – слабый |
42,0 |
40,6 |
8 | холодный – горячий |
39,9 |
43,7 |
9 | подвижный – медлительный |
31,5 |
24,5 |
10 | яркий – тусклый |
6,6 |
9,6 |
11 | радостный – печальный |
- 3,8 |
0,0 |
Заметно, что текст стал менее страшный, но более злой и грубый, более яркий и менее печальный (причем баланс «печаль-радость» практически идеален). Следует отметить, что текст стал менее медлительным (или более подвижным) – что коррелирует с изменением общей структуры текста. Изменился речевой стиль: он стал четче, лаконичнее.
При этом "признаки силы" текста (тяжелый, сильный, мужественный) сохранились, хотя и несколько в более мягкой форме.
Обратим внимание на параметр "Холодный - Горячий". Текст имеет ярко выраженные "холодные" характеристики, причем степень «холодности» увеличилась. Как мы увидим дальше, этот факт сочетается с выраженной рациональностью текста.
№ | параметр |
2003 |
2004 |
изменение показателя |
1 | Прекрасный |
-5,7 |
0,2 |
рост |
2 |
Светлый |
-11,8 |
-1,5 |
рост |
3 | Нежный |
-29,7 |
-22,5 |
рост |
4 | Радостный |
7,1 |
5,0 |
снижение |
5 | Возвышенный |
18,7 |
21,6 |
рост |
6 |
Бодрый |
-8,1 |
-0,8 |
рост |
7 | Яркий |
3,2 |
4,9 |
рост |
8 | Сильный |
42,4 |
40,8 |
снижение |
9 | Стремительный |
-44.8 |
-38,4 |
рост |
10 | Тихий |
-19,3 |
-15,7 |
снижение |
11 | Медлительный |
34,8 |
28,3 |
снижение |
12 | Суровый |
18,4 |
17,4 |
снижение |
13 | Минорный |
9,9 |
5,1 |
снижение |
14 | Печальный |
1,0 |
0,5 |
рост |
15 | Темный |
20,4 |
15,7 |
снижение |
16 | Тяжелый |
32,6 |
28,8 |
снижение |
17 | Тоскливый |
-8,9 |
-15,7 |
рост |
18 | Угрюмый |
24,0 |
25,8 |
рост |
19 | Устрашающий |
40,4 |
40,1 |
константа |
20 | Зловещий |
55,6 |
65,4 |
снижение |
В целом, тенденция к снижению "тяжелых, печальных, угрюмых и устрашающих" характеристик эмоционального воздействия текста практически не отмечается, однако следует отметить рост параметров "возвышенных, ярких, бодрых и стремительных". Это явно позитивные изменения. Текст с точки зрения его эмоциональных характеристик (В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧИ!!) стал совершеннее. Вместе с тем, заметим, что оценка характеристик текста возможна только в контексте конкретной задачи и в конкретной ситуации. Так, речи Сталина и Гитлера в годы войны обладали ярко выраженными характеристиками устрашения с акцентом на "врага". И при этом они содержали алгоритм выхода из ситуации (как рациональный, так и эмоциональный). Текст выступления, как мы уже заметили, также содержит алгоритмы выхода.
Лексический анализ текста
Общие характеристики:
- Текст ярко выражено "паранойяльный" – что сочетается с характеристиками "устрашения" и "угрозы".
- Текст обладает выраженными динамическими характеристиками (возбудимость, демонстративность, гипертимичность).
- Текст с выраженной "мужской символикой".
- Текст слабо"архетипичен" – мало апеллирует к вечному, древнему, объединяющему (625 лексических единиц из 5993).
- В тексте преобладает конкретная информация.
- В тексте категория "чужой" все еще преобладает над категорией "свой", но в 2002 году это было выражено более ярко.
- В тексте слабо выражена нагрузка на сенсорные каналы восприятия. При этом РАЦИОНАЛЬНОСТЬ текста выражена сильно, образность отсутствует.
- Категория Я преобладает над категорией МЫ.
- В тексте 2003 г. ориентация на категорию "будущее" несколько снизилась по сравнению с текстом 2002 г.