Алгоритм 3. ВААЛ

Алгоритм 3. ВААЛ

Фоносемантический анализ текста. (эмоциональная окраска воздействия текста на слушателей).

Мы выбрали несколько основных параметров.

 

Биполярные шкалы
Биполярные шкалы

2002 г.

2003 г.

1 безопасный – страшный

33,7

31,9

2 добрый – злой

52,9

 62,8

3 величественный – низменный

24,3

 27,7

4 тяжелый – легкий

30,2

 26,2

5 грубый – нежный

34,1

 37,9

6 мужественный – женственный

29,6

 27,1

7 сильный – слабый

 42,0

40,6

8 холодный – горячий

 39,9

 43,7

9 подвижный – медлительный

31,5 

24,5

10 яркий – тусклый

 6,6

9,6

11 радостный – печальный

- 3,8 

 0,0

Заметно, что текст стал менее страшный, но более злой и грубый, более яркий и менее печальный (причем баланс «печаль-радость» практически идеален). Следует отметить, что текст стал менее медлительным (или более подвижным) – что коррелирует с изменением общей структуры текста. Изменился речевой стиль: он стал четче, лаконичнее.

При этом "признаки силы" текста (тяжелый, сильный, мужественный) сохранились, хотя и несколько в более мягкой форме.

Обратим внимание на параметр "Холодный - Горячий". Текст имеет ярко выраженные "холодные" характеристики, причем степень «холодности» увеличилась. Как мы увидим дальше, этот факт сочетается с выраженной рациональностью текста.

Монополярные шкалы
параметр

2003

2004

изменение показателя
1 Прекрасный

-5,7

0,2

 рост

2

Светлый

-11,8

-1,5

 рост
3 Нежный

-29,7

-22,5

 рост
4 Радостный

7,1

5,0

 снижение
5 Возвышенный

18,7

21,6

 рост

6

Бодрый

-8,1

-0,8

 рост
7 Яркий

3,2

4,9

 рост
8 Сильный

42,4

40,8

 снижение
9 Стремительный

-44.8

-38,4

 рост
10 Тихий

-19,3

-15,7

 снижение
11 Медлительный

34,8

28,3

 снижение
12 Суровый

18,4

17,4

 снижение
13 Минорный

9,9

5,1

 снижение
14 Печальный

1,0

0,5

 рост
15 Темный

20,4

 15,7

 снижение
16 Тяжелый

32,6

 28,8

 снижение
17 Тоскливый

-8,9

 -15,7

 рост
18 Угрюмый

24,0

 25,8

 рост
19 Устрашающий

40,4

 40,1

 константа
20 Зловещий

55,6

65,4

 снижение

В целом, тенденция к снижению "тяжелых, печальных, угрюмых и устрашающих" характеристик эмоционального воздействия текста практически не отмечается, однако следует отметить рост параметров "возвышенных, ярких, бодрых и стремительных". Это явно позитивные изменения. Текст с точки зрения его эмоциональных характеристик (В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧИ!!) стал совершеннее. Вместе с тем, заметим, что оценка характеристик текста возможна только в контексте конкретной задачи и в конкретной ситуации. Так, речи Сталина и Гитлера в годы войны обладали ярко выраженными характеристиками устрашения с акцентом на "врага". И при этом они содержали алгоритм выхода из ситуации (как рациональный, так и эмоциональный). Текст выступления, как мы уже заметили, также содержит алгоритмы выхода.

Лексический анализ текста

Общие характеристики:

  1. Текст ярко выражено "паранойяльный" – что сочетается с характеристиками "устрашения" и "угрозы".
  2. Текст обладает выраженными динамическими характеристиками (возбудимость, демонстративность, гипертимичность).
  3. Текст с выраженной "мужской символикой".
  4. Текст слабо"архетипичен" – мало апеллирует к вечному, древнему, объединяющему (625 лексических единиц из 5993).
  5. В тексте преобладает конкретная информация.
  6. В тексте категория "чужой" все еще преобладает над категорией "свой", но в 2002 году это было выражено более ярко.
  7. В тексте слабо выражена нагрузка на сенсорные каналы восприятия. При этом РАЦИОНАЛЬНОСТЬ текста выражена сильно, образность отсутствует.
  8. Категория Я преобладает над категорией МЫ.
  9. В тексте 2003 г. ориентация на категорию "будущее" несколько снизилась по сравнению с текстом 2002 г.