Алгоритм 2. Интент-анализ с выявлением преобладающих авторских интенций

Алгоритм 2. Интент-анализ с выявлением преобладающих авторских интенций

В текстах 2002 и 2003 гг. сравнивались 2 базовых параметра:

  • Указание угроз с акцентом на их источник (кто виноват?)
  • Наличие стратегий выхода из создавшегося угрожающего положения (что делать?)

Тенденция изменения структуры текста по указанному параметру очевидна. Текст стал значительно "стратегичнее", а это отражает рост конструктивности позиции. Эти данные согласуются с исследованием текста при помощи компьютерной психолингвистической программы "ВААЛ": в 2003 году усилилась ориентация на перспективу, усилилась лингвистическая компонента "будущего".

Изменилась и "локализация" угрозы (от внутренней к внешней - глобальной).

Если в 2002 году главной угрозой было несовершенство и громоздкость бюрократического аппарата и несовершенство законодательной базы (включая законы, регулирующие взаимодействие Центра и регионов), то в 2003 акцент смещен на проблемы геополитического характера и на стратегические аспекты положения России в мире.

Примеры

  • «Угрозы» - 2002:
    • ...колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом.
    • ...не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. А знание чиновниками современной науки управления - это все еще очень большая редкость.
    • Нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий - хотел бы это подчеркнуть, - а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер - тем больше взяток и чиновников, их берущих.
    • ...непрозрачности в работе госаппарата. Для граждан он еще остается "черным ящиком".
    • Одним из факторов, который делает нашу страну некомфортной, к сожалению, для граждан и негостеприимной для иностранцев, - является преступность.
    • ...много социальных и экономических проблем, мирную жизнь нарушают вылазки оставшихся бандитов (Чечня).
    • Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом.
    • Одна из причин - нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также - неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что - органы местного самоуправления.
    • ...бессмысленное соревнование между народом и властью - когда власть порождает законы, а народ изобретает способы их обхода. Творческая активность людей должна направляться не на так называемую "оптимизацию" налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем.
    • Наша страна все еще "выключена" из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а к формированию правил ее не допущены. Это ведет к консервации российской экономики, к снижению конкурентоспособности.
    • ...что сейчас - другие угрозы, идет другая война - война с международным терроризмом. Его опасность очевидна, она не требует новых доказательств. Хочу отметить: это в полной мере относится и к России.
  • «Угрозы» – 2003: В периоды ослабления страны перед Россией вставала угроза распада.
    • Мы стоим перед лицом серьезных угроз.
    • Наш экономический фундамент слаб, большинство отраслей экономики неконкурентноспособны.
    • Численность населения продолжает падать.
    • Вокруг нас страны с высокоразвитой экономикой, они оттесняют Россию.
    • Ядерное оружие продолжает распространяться по планете.
    • Иждивенческие настроения не отступают, а растут.
    • Национальное богатство транжирится.
    • Одна из острейших проблем - сокращение численности населения. За три года смертность увеличилась на 10%. Усугубляет ситуацию распространение новых эпидемий. Но на 21% снизилась младенческая смертность, на 17% выросла рождаемость. Мы прирастали за счет иммиграции из других стран.
    • Монополисты душат конкурентноспособность нашей экономики. Продолжение подобной политики - путь к стагнации экономики.
    • В стране - тяжелейший кадровый голод. На современных управленцев, эффективных людей
    • угроза международного терроризма.
    • Непрозрачность политических операций дезориентируют электорат.
  • Стратегичность текста - 2002 :
    • России сегодня нужны более амбициозные цели.
    • Более высокие темпы роста...
    • Наша экономическая политика, повседневная работа государственных институтов - должны быть нацелены на решение соответствующих задач.
    • Мало того - эти действия, эта политика должны быть понятны - понятны и поддержаны народом.
    • Я убежден: чтобы обеспечить достойный уровень жизни наших граждан, чтобы Россия оставалась весомым и полноценным членом мирового сообщества, была сильным конкурентом - наша экономика должна расти куда более быстрыми темпами.
    • Основное сейчас: это - создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и - с выгодой для себя - вкладывать в экономику своей собственной страны.
    • Для этого необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего - придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.
    • ...о необходимости административной реформы. Ее результатом должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим.
    • ...модернизировать систему исполнительной власти в целом
    • Нам нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений.
    • ...провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые.
    • Нам нужны изменения в законы и подзаконные акты, которые уточнят и упорядочат полномочия надзорных органов.
    • Следует определиться с четким перечнем информации, которую госорганы обязаны делать публично доступной.
    • Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами.
    • Следует оптимизировать и структуру арбитражных судов.
    • Необходимо также четко разделить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
    • Нам крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Наша главная цель - и об этом мы много раз говорили, все об этом хорошо знают - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости.
    • Правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом, административным произволом и коррупцией. На охрану прав собственника и производителя.
    • Настало время перенести на окружной уровень исполнение некоторых федеральных функций, приблизить их к территориям. Прежде всего - в части контрольной и кадровой работы. А именно - в сферах финансового контроля и согласования кандидатур на должности в региональных подразделениях федеральных ведомств.
  • Стратегичность текста – 2003:
    • Сейчас нужно сделать следующий шаг, чтобы Россия заняла прочное место среди передовых государств мира.
    • Россия будет сильной страной, с армией, готовой защищать интересы ее граждан.
    • Все это должно создать достойные условия для развития государства.
    • Такой страной люди будут не просто гордиться, но и уважать ее великую историю.
    • Но, чтобы этого добиться, потребуется мобилизация всех людей в стране. Надо добиться решения самых главных проблем.
    • Чтобы жизнь в республике окончательно нормализовалась, придется сделать еще очень-очень много, выбрать президента, восстановить экономику Чечни. В рамках продолжения процесса политического урегулирования ведется подготовка к амнистии.
    • Власть не должна обманывать граждан своей собственной страны: если мы что-то пообещали - нужно обязательно выполнять. Или не давать обещаний.
    • ...можем добиться, если работаем вместе на один результат. Российский народ талантливый и предприимчивый, он умеет работать, и может многого добиться, если ему в этом не мешать. Лучше не мешать.
    • Конкурентноспособным должно быть у нас все.
    • Мотором экономического роста является частная инициатива. Успех страны во многом зависит от успеха российского предпринимателя.
    • Нужен дополнительный политический импульс. Он будет дан.
    • Следует сформировать эффективно действующий механизм разрешения споров между гражданином и государством.
    • За десятилетия мы должны удвоить валовой внутренний продукт. Удвоение ВВП - это системная и масштабная задача. Нам понадобится консолидация всех сил общества, сотрудничество парламента и правительства достижение полной конвертируемости рубля.
    • Основной задачей считаю также реализацию национальных интересов.
    • ...сложилась антитеррористическая коалиция при нашем активном участии. Россия дорожит сформировавшимся антитеррористическим сообществом. Успешное сотрудничество в рамках коалиции может стать хорошим примером для других государств в борьбе с общей угрозой.
    • Приоритетом остается укрепление отношений со странами СНГ.
    • Широкое сближение и реальная интеграция в Европу - это сложный и долгий процесс, но это наш сознательный выбор.
    • В военной реформе - улучшение структуры вооруженных сил, принципов комплектования. На профессиональных принципах должна быть основана сильная армия.
    • Нужно быть умным и сильным, чтобы выжить в конкурентной борьбе. А мы должны не просто выжить.
    • В числе важнейших задач для России я считаю увеличение валового продукта в 2 раза, преодоление бедности и модернизацию ВС. Считаю, что общество может добиться этого к 2010 году. Объединение наших усилий возможно. Россия обязательно поднимется на достойную ее потенциалу высоту. Консолидация сил позволит подняться России на уровень, достойный великой страны, великого народа.

Общие выводы:

Текст выступления содержит сбалансированное количество"угрожающих" и "стратегических" интенций. Известно, что нарушение этого баланса в общении с народом является недостатком политика.