Статьи

01 марта 2001

Интернет: ввязались, а что дальше?

Алексей Ситников, Cоветник, март 2001

Чем же характеризуется эта эпоха, в контексте которой нам предстоит развивать будущие технологии в PR? В первую очередь, продолжающимися процессами глобализации мировой экономики, которые оказывают громадное воздействие на характер бизнеса и его управление. На мой взгляд, в ближайшее время стоит ждать появления новых коммуникативных стратегий в сфере проникновения на локальные и изолированные сегменты рынков, а также в сфере защиты рынков от конкурентов. Большинство из них будут опираться на Интернет, как на глобальную информационную систему, позволяющую создать единое коммуникативное пространство без политических и территориальных границ. Надеюсь, что в России в ближайшее время появятся глобальные корпорации, которые позволят отечественным PR-агентствам широко использовать этот опыт и технологии.

Эпоха "информационного общества", которую предсказывал Даниел Белл еще в 1973 году, наступила с обескураживающей быстротой.

В 1998 году более 1000 международных компаний продали с помощью Интернета товаров и услуг на сумму свыше 1 млн. долларов каждая. Но, несмотря на это, пока что 70-75% коммерческих сайтов являются убыточными. То, для чего в основном используется "всемирная паутина" в настоящее время, – интегрированные коммуникации. И как показывает практика, Интернет сегодня значительно изменил характер всех маркетинговых коммуникаций. До тех пор пока "виртуальное пространство" всемирной компьютерной сети будет стремительно вбирать в себя все сферы жизни: бизнес, политику, культуру, - до тех пор Интернет будет являться главной перспективой развития PR. Это неизбежно, ибо обусловлено самой природой PR: мы должны использовать те формы общественных коммуникаций, которые наиболее актуальны для общества. Ведь Интернет сегодня – не просто мощнейший механизм передачи информации, а серьезная социокреативная сила, преобразующая общество в целом.

В данном контексте не хотелось бы перечислять те уникальные преимущества, которые дает нам всемирная компьютерная паутина. Это уже не единожды сделали другие. Думаю, мы не раз столкнемся с серьезными проблемами при освоении "виртуального пространства". На сегодняшний день Интернет пока что представляет собой "зону риска". Множество вопросов вызывает информационная безопасность данного вида коммуникации, в частности, при использовании Интернета в коммерческих и финансовых целях. Еще одна проблема, которую придется преодолевать PR-специалистам в ближайшем будущем, – беспрецедентный информационный шум, вызванный открытостью и доступностью информационных интернет-технологий. Не удивлюсь, если в ближайшее время при проведении очередных кампаний мы будем вынуждены противодействовать не конкурентам, а обычным интернет-пользователям, прочно застолбившим свое место в Сети (уже сейчас доступ в Интернет имеют, по разным оценкам, 1 000 000 – 2 000 000 российских пользователей).

Думаю, несмотря на бурное развитие компьютерной техники, ХХI век все-таки не станет эпохой технических средств связи. Он будет веком социальной коммуникации, причем ее новых качественных проявлений. Уже сегодня доля репутации торговой марки в стоимости продукта, как правило, вдвое превышает затраты на его производство. В бизнесе все больше говорят об интегрированных маркетинговых коммуникациях и об объединении под этой шапкой всех коммуникативных функций от маркетинга и рекламы до PR и лоббизма. Какова же должна быть роль специалиста, решающего все эти непростые задачи? Как минимум ведущая, ибо речь в этом случае идет уже о реальном участии в управлении. Думаю, что в ближайшем будущем специалисты в области коммуникаций станут ключевыми фигурами во всех сферах жизни. Это престижно (и очень греет профессиональное самолюбие) и, безусловно, выгодно. Но вместе с тем и ответственно.

На этом фоне сразу возникает проблема профессионализма PR-специалистов. Лично я с трудом представляю, где и как мы сможем их учить… Ведь от уровня занимаемой позиции, глубины идей, качества мысли, взвешенности решений этих людей будет зависеть очень многое. Говоря о серьезных перспективных возможностях Интернета в решении проблем управления, мы вынуждены помнить, что он не только тысячекратно усиливает наши возможности, но и во столько же раз умножает последствия ошибки. И тем более надо помнить об особой ответственности PR специалистов с точки зрения этики и личностной экологии.

Природа и эволюция человека уже не успевают за темпом развития создаваемой венцом их творения ноосферы. С развитием коммуникационной системы Интернета нам, скорее всего, придется решать проблемы отчужденности людей друг от друга и нарушения традиционных механизмов социального общения. Например, обратная связь, которая играет важную роль при личном общении (как-то: стыдно сказать неправду человеку, стоящему напротив, глаза в глаза), довольно сильно ослабевает в широко распространенных средствах массовой коммуникации, а при виртуальном общении она может быть совсем нивелирована многослойными масками виртуальности. Надеюсь, мы будем достаточно мудры и учтем ошибки, допущенные в эпоху интенсивного развития СМИ. Надеюсь, мы не станем бездумно пользоваться мощью новых возможностей Интернета, не загубим эту плодоносную территорию, на которой можно было бы счастливо и взаимовыгодно всем жить-поживать да добра наживать.

Доверие - один из ключевых компонентов нашей деятельности. Мы должны сохранить доверие самой перспективной и потенциально самой широкой по охвату аудитории — аудитории Интернета. Думаю, что освоение нового пространства должно начаться с привнесения доверия в новые технологии как по отношению к каналам коммуникации, так и к субъектам, действующим на этом новом рынке. Хотелось бы верить, что мы к этому готовы.

Предыдущая статья

01 июня 2000

Выступление на Форуме молодых политиков

Леонид Кириченко

Следующая статья

21 марта 2001

Делая репутацию фирмы, не забудьте рассказать об этом сотрудникам

Алексей Ситников, Биржа плюс карьера, Нижний Новгород