Статьи

10 октября 2002

Расчет и минимизация политических рисков в России

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Паблик рилейшенз как зеркало социально-экономических процессов в Восточной Европе», Бремен

Тезисы выступления А.П. Ситникова на научно-практической конференции «Паблик рилейшенз как зеркало социально-экономических процессов в Восточной Европе» 10 октября 2002 г.

Политические риски по-прежнему являются в России самым серьезным препятствием на пути реализации инвестиционных проектов.

Основными факторами возникновения политических рисков являются:

  • Неустойчивость федеральной власти
  • Неопределенность политического курса федеральной власти
  • Неопределенность экономической политики федерального правительства
  • Отсутствие либо несовершенство законодательной базы, регулирующей экономические отношения
  • Недостаточная эффективность судебной системы
  • Неустойчивость власти субъектов Федерации

Начиная с 2000 года ситуация начала интенсивно меняться. В настоящее время можно говорить о резком падении остроты политических угроз для существующей в России политической системы. Возможность установления политической диктатуры (как «левой», так и «правой»), вполне актуальная еще в 1996 году, отошла в прошлое.

Идет процесс оформления существующей экономической политики в законодательную базу регулирования экономических отношений: за прошедший период приняты и Налоговый кодекс, и законы, регулирующие земельные отношения.

В связи со всеми этими событиями общий уровень политических рисков инвестиционных проектов России, безусловно, значительно снизился.

В то же время, состояние судебной системы оставляет по-прежнему желать лучшего. Слабость судебной системы – это, скорее, лишь симптом того положения дел в сегодняшней России, при котором исполнительная власть обладает гораздо большими полномочиями, нежели ей положено в государстве, устроенном на классических демократических принципах, в том числе на принципе разделения властей.

Именно в силу этого обстоятельства зависимость бизнеса от государственной власти в России по-прежнему очень высока.

Одновременно со сменой государственного руководства на федеральном или на региональном уровне, предписанного другим демократическим принципом (выборностью органов власти и периодической сменяемостью их руководства), мы наблюдаем и процесс передела собственности соответствующего масштаба.

Он выражается, например, в смене руководства и проведении реструктуризации крупнейших экономических структур России, так называемых «естественных монополий» - «Газпрома», Министерства путей сообщения, РАО «ЕЭС России».

Безусловно, подобные процессы затрагивают интересы не только российских экономических структур, но и иностранных инвесторов, в первую очередь акционеров «Газпрома», РАО «ЕЭС России», а также зарубежных партнеров Министерства путей сообщения. Иностранных инвесторов, в большей степени, затрагивает и другой общероссийский процесс передела собственности, который наблюдается в настоящее время.

Сегодня мы имеем дело с устойчивой федеральной властью, приоритеты которой в отношении поддержки определенных групп отечественного бизнеса вполне определились, и, соответственно, ее действия в этом направлении также вполне предсказуемы. Однако периодическая сменяемость глав регионов вводит очень существенную долю неопределенности в условия развития региональных бизнес-проектов. Особенно если рассматривать их в долгосрочной перспективе.

Таким образом, в российских условиях существования «не вполне полной» демократической системы соблюдение одного принципа при отсутствии второго оказывается одним из ключевых факторов нестабильности. Именно это обстоятельство необходимо учитывать, когда речь идет о фактическом законодательном увеличении числа допустимых переизбраний на новый срок для руководителей субъектов Федерации.

Чем большей степенью «независимости» от федерального Центра обладает руководство субъекта Федерации, тем большее значение для работающих в нем экономических структур приобретает политическая ситуация внутри региона .

Неопределенность относительно перспектив региональной власти осталась сегодня, пожалуй, ключевым фактором политических рисков для инвестиционных проектов, в том числе – осуществляемых с участием иностранного капитала.

Предыдущая статья

01 сентября 2002

Слушай команду из Кремля: слева направо рассчитайся!

Марат Баширов, Политический маркетинг

Три путинских года стабильности в России заканчиваются полной ревизией основных политических партий, представленных в Думе. Кремль не устраивает в нынешнем виде ни одна из них.

Следующая статья

11 октября 2002

ЦИК победил Конституцию!

Леонид Кириченко, статья частично опубликована в газете "Время МН"

В пятницу 4 октября 2002 г. все телеканалы радостно сообщили, что красноярский избирательный скандал закончился, край получил законного губернатора, а ЦИК показала всем, кто в доме хозяин.