Статьи

23 июня 2003

Основная задача конференции - создать продуктивные бизнес-связи между деловыми кругами России и Запада и привлечь внешние инвестиции в российскую экономику

Алексей Ситников

25-27 июня 2003 в Вене (Австрия) пройдет VIII Международная экономическая конференция, посвященная проблемам инвестиций в промышленность России.

Основная задача конференции - создать плодотворные бизнес-связи между деловыми кругами России и Запада с целью привлечения внешних инвестиций в российскую экономику и дальнейшей интеграции России в мировое сообщество. Конференция предоставляет российским экономистам возможность прямого диалога с представителями деловой европейской элиты. Форум обеспечивает максимально благоприятные условия для формирования продуктивных отношений с ведущими российскими компаниями. В конференции примут участие крупнейшие российские и зарубежные предприниматели, члены правительства РФ, администрации Президента РФ, Совета Федерации, государственной Думы РФ, ТПП, РСПП, Центрального банка России. На прошлой конференции тема инвестиций обсуждались очень серьезно, широко раскрывалась проблематика российской экономики. Я думаю, что один из вопросов, который может получить серьезное обсуждение - это оценка и минимизация политических и экономических рисков для входа западных партнеров в конкретные проекты регионов РФ.

Я полагаю, проблема инвестиций заключается в том, что западные страховые компании и инвесторы оценивают Россию как единый субъект. Не случайно во всех рейтингах политических рисков Россия, как целый субъект, занимает не самое привлекательное место в мире. Политические риски всех области России определяются единой оценкой всей страны. А это не верно. В нашей стране есть регионы, в которых политические риски минимальны, а есть регионы, в которых политические риски очень велики. Например, нельзя сравнивать Великий Новгород и Чечню по единой оценке риска. Именно поэтому многие инвесторы чаще всего едут, например, в Москву. В центре понятна структура власти. Понятно с кем и как решать возникающие проблемы.

Существует наглядный пример - Казахстан. Западные инвесторы вкладывают средства в экономику этой страны намного охотней, чем в Россию потому, что там минимальны политические риски и ясно, как решать вопросы. Хотя, мы часто слышим критику Запада в адрес политики президента Назарбаева. Иностранцы могут сколько угодно ругать демократический строй Казахстана, но, тем не менее, это государство экономически привлекательно. Только потому, что политически стабильно. Там легче решать проблемы. Там понятнее правила игры. Там единая структура, одна централизованная власть, с которой надо решать вопросы. В России таких правил нет.

Вся вертикаль власти в Российской Федерации достаточно слаба. Введение института полномочных представителей президента только ослабила политическую и экономическую систему страны, а не усилила ее. В среднем регионе Российской Федерации влияние федерального и административного ресурса на экономическую и политическую жизнь только около у 5%, среди всех ресурсов (финансовых, организационных, региональных, политических и административных). В основе любых гарантий должно быть первенство Закона, а не "телефонного права", либо власти конкретного местного губернатора, произвола налоговых, силовых структур, либо криминальных разборок в конкретном регионе. В нашей стране часто практикуется недобросовестное поглощение предприятий, или же их захват. Можно привести в пример историю в Красноярске, где недавно был захвачен алюминиевый завод. Таких историй достаточно много. Это свидетельствует о том, что Закон все еще не может защитить бизнес структуры и различные предприятия полностью. Хотя, именно они являются основой в развитии экономики страны.

Предыдущая статья

17 мая 2003

Анализ Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию

Алексей Ситников, НТВ, программа «Личный вклад»

Следующая статья

08 июля 2003

Очистка выборов от воли избирателей

Леонид Кириченко, эксперт по избирательному законодательству, Время МН