Библиотека
Статьи
10 октября 2002
Расчет и минимизация политических рисков в России
Тезисы выступления на научно-практической конференции «Паблик рилейшенз как зеркало социально-экономических процессов в Восточной Европе», Бремен
Тезисы выступления А.П. Ситникова на научно-практической конференции «Паблик рилейшенз как зеркало социально-экономических процессов в Восточной Европе» 10 октября 2002 г.
Политические риски по-прежнему являются в России самым серьезным препятствием на пути реализации инвестиционных проектов.
Основными факторами возникновения политических рисков являются:
- Неустойчивость федеральной власти
- Неопределенность политического курса федеральной власти
- Неопределенность экономической политики федерального правительства
- Отсутствие либо несовершенство законодательной базы, регулирующей экономические отношения
- Недостаточная эффективность судебной системы
- Неустойчивость власти субъектов Федерации
Начиная с 2000 года ситуация начала интенсивно меняться. В настоящее время можно говорить о резком падении остроты политических угроз для существующей в России политической системы. Возможность установления политической диктатуры (как «левой», так и «правой»), вполне актуальная еще в 1996 году, отошла в прошлое.
Идет процесс оформления существующей экономической политики в законодательную базу регулирования экономических отношений: за прошедший период приняты и Налоговый кодекс, и законы, регулирующие земельные отношения.
В связи со всеми этими событиями общий уровень политических рисков инвестиционных проектов России, безусловно, значительно снизился.
В то же время, состояние судебной системы оставляет по-прежнему желать лучшего. Слабость судебной системы – это, скорее, лишь симптом того положения дел в сегодняшней России, при котором исполнительная власть обладает гораздо большими полномочиями, нежели ей положено в государстве, устроенном на классических демократических принципах, в том числе на принципе разделения властей.
Именно в силу этого обстоятельства зависимость бизнеса от государственной власти в России по-прежнему очень высока.
Одновременно со сменой государственного руководства на федеральном или на региональном уровне, предписанного другим демократическим принципом (выборностью органов власти и периодической сменяемостью их руководства), мы наблюдаем и процесс передела собственности соответствующего масштаба.
Он выражается, например, в смене руководства и проведении реструктуризации крупнейших экономических структур России, так называемых «естественных монополий» - «Газпрома», Министерства путей сообщения, РАО «ЕЭС России».
Безусловно, подобные процессы затрагивают интересы не только российских экономических структур, но и иностранных инвесторов, в первую очередь акционеров «Газпрома», РАО «ЕЭС России», а также зарубежных партнеров Министерства путей сообщения. Иностранных инвесторов, в большей степени, затрагивает и другой общероссийский процесс передела собственности, который наблюдается в настоящее время.
Сегодня мы имеем дело с устойчивой федеральной властью, приоритеты которой в отношении поддержки определенных групп отечественного бизнеса вполне определились, и, соответственно, ее действия в этом направлении также вполне предсказуемы. Однако периодическая сменяемость глав регионов вводит очень существенную долю неопределенности в условия развития региональных бизнес-проектов. Особенно если рассматривать их в долгосрочной перспективе.
Таким образом, в российских условиях существования «не вполне полной» демократической системы соблюдение одного принципа при отсутствии второго оказывается одним из ключевых факторов нестабильности. Именно это обстоятельство необходимо учитывать, когда речь идет о фактическом законодательном увеличении числа допустимых переизбраний на новый срок для руководителей субъектов Федерации.
Чем большей степенью «независимости» от федерального Центра обладает руководство субъекта Федерации, тем большее значение для работающих в нем экономических структур приобретает политическая ситуация внутри региона .
Неопределенность относительно перспектив региональной власти осталась сегодня, пожалуй, ключевым фактором политических рисков для инвестиционных проектов, в том числе – осуществляемых с участием иностранного капитала.
Предыдущая статья
01 сентября 2002
Слушай команду из Кремля: слева направо рассчитайся!
Марат Баширов, Политический маркетинг
Три путинских года стабильности в России заканчиваются полной ревизией основных политических партий, представленных в Думе. Кремль не устраивает в нынешнем виде ни одна из них.
Следующая статья
11 октября 2002
ЦИК победил Конституцию!
Леонид Кириченко, статья частично опубликована в газете "Время МН"
В пятницу 4 октября 2002 г. все телеканалы радостно сообщили, что красноярский избирательный скандал закончился, край получил законного губернатора, а ЦИК показала всем, кто в доме хозяин.