Статьи

21 мая 2002

К вопросу о национальной идее

А.П. Ситникова

Разрешите мне искренне поздравить всех коллег, единомышленников, Нижегородский лингвистический университет и лично Елизавету Петровну Савруцкую, хранителя этой конференции, с сегодняшним серьезным успехом. Понятно, что такой успех был бы невозможен без понимания и поддержки лидеров всех конфессий, а также городской и областной администрации, аппарата Полномочного представителя Президента РФ. Сегодня здесь мы наблюдаем редкий случай взаимопонимания умных и мудрых людей, объединившихся во имя благих и долгосрочных целей.

Я хотел бы поговорить о той теме, которая поднимается практически каждый день в средствах массовой информации, которую на повестку дня в свое время поставил еще президент Ельцин, а сейчас о ней постоянно говорит Владимир Владимирович Путин - о национальной идее, и об идентификации понятия национальной идеи в этнически негомогенной национальной среде. Как вы помните, само понятие национальной идеи появилось более 100 лет назад, и тогда она называлась Русской идеей. Очень хорошо, что сейчас от этого словосочетания отказались, потому что сейчас оно могло быть неправильно понятым. Само понятие национальной идеи настолько часто используется, что его смысл до некоторой степени оказался размытым. И когда в одной из статей, прогнозирующих содержание послания президента Федеральному собранию, встретилась фраза "Поиск национальной идеи на год", стало ясно, что мы немного снижаем степень важности и статус этого понятия и этого феномена.

Напомню, что проблема поиска национальной идеи только в русской философии рассматривается уже более ста лет. Впервые термин "русская идея" употребил Ф.Достоевский, позднее доклад с тем же названием сделал В.Соловьев. В дальнейшем эта тема волновала Н.Бердяева, А.Толстого, С.Трубецкого. И можно до бесконечности продолжать список людей, которых эта тема волновала, но я попытался к этому понятию подойти не как философ. Я психолог и психотерапевт по образованию, поэтому меня заинтересовало, как с точки зрения психологии можно было бы рассмотреть сущность, содержание национальной идеи. Скажем, профессор И.Б.Чубайс, брат руководителя РАО ЕЭС, как раз занимается темой национальной идеи. Он считает, что выдумать национальную идею нельзя, ее можно только выявить. Однако все исследования, которые в последние десятилетия проводились с целью выявления национальной идеи, сосредоточилась, на мой взгляд психолога, на ином уровне осмысления. Так, центр "Индем" в 1997 году провел лингвостатистический анализ понятия «национальная идея» и выявил 15 типов интерпретации категории "национальная идея". В основном понятие "национальная идея" ассоциировалось с понятиями: демократия, возрождение России, государственная доктрина, идеология, культура, неопределенность, мессианство, объединяющее начало, православие и соборность, приоритет личности, приоритет национального, монархия, социализм, коммунизм, целостность, ценности, экономический фактор. Этот список дает представление о том, что национальная идея понимается людьми как механизм осуществления эффективной коммуникации между гражданами России и властными структурами с целью дальнейшего формирования демократического общества. Необходимо только понять, каким требованиям для этого идея должна отвечать. Согласно определению, которое дает сектор междисциплинарных исследований общественного сознания института философии Академии наук, национальная идея обычно понимается как компактная связка основополагающих на данный период мифологем, упакованных под ключевой и представительский символ, как метафора, лозунг или система. В работе "Россия в поисках идеи" авторы отмечают, что национальная идея не тождественна общему комплексу признаков идеологии: это отдельное произведение идеологии, стоящее несколько особняком, но при этом служащее призмой, окрашивающим фильтром для общего комплекса идеологического строительства. Существуют системы трансляторов в виде СМИ, образования, восприятия способов воспроизводства практических жизненных реалий, включая паритетную расстановку разного рода социальных программ и проектов. И национальная идея начинается как связка очень простых и понятных, по возможности, лапидарных истин и установок. Она воплощается через переориентацию практически всех основных систем духовной и практической жизнедеятельности общества. По соображениям самого общего порядка национальная идея должна быть, во-первых, интегрирующей, снижающей напряженность всех форм противостояний - идейных, социальных, этнических, демографических и территориальных, - и укореняющей ценности, безусловно, общие для граждан Федерации. Во-вторых, мобилизующей, т.е. снижающей, снимающей эффекты социальной фрустрации и апатии, стимулирующей активность, инициативу разного рода, конструктивную деятельность и созидательные акции, одновременно и преобразующей, т.е. дающей целостное обоснование происходящих в стране изменений и ориентирующей на перспективу. Очевидно, что национальной идеей в фактическом смысле слова должно стать некое понятие, адекватно и похожим образом воспринимаемое большинством населения страны, независимо от языка, вероисповедания, образа жизни, социального статуса, образования, культурного уровня. Как раз Приволжский федеральный округ - очень хорошая наглядная демонстрация того, как непросто было бы здесь внедрить любую национальную идею, основанную, например, на национальном или на религиозном основаниях. В таком сложном обществе, где соседствуют представители сотни национальностей, где представлены практически все конфессии, почти невозможно найти объединяющее начало, ради которого любой человек, если он психически нормальный, затянул бы пояс на одну дырочку, независимо от того, мужчина это или женщина, католик или православный, бедный или богатый, образованный или неграмотный.

Мы проанализировали литературу и попытались выявить - в каком контексте национальная идея не может осуществиться. Национальная идея не может быть политической, напротив, она должна быть политически нейтральной. Второе - она не может быть этнической, например, русской. Не может быть конфессиональной, например, православной или исламской, или протестантской и т.д. Не может быть чисто интеллигентской, то есть нравственной или философской. Не должна быть произведением власти, не может быть столичной, либо чрезмерно героической, пафосной, рассчитанной на повышенную пассионарность. Иначе говоря: она должна быть представлена не в концепции власти, но в концепции жизни. И вот какое же такое слово действительно для всех людей в нашей непростой стране? Какое же слово может нас всех объединить? Как психолог, проанализировав то, что говорят про национальную идею, я вспоминаю простую модель пирамиды потребностей Маслоу и Мюррея. Пять уровней потребностей: базисный уровень - это физиологические потребности, которые объединяют людей, когда нужно вместе добыть пищу. Это был, наверное, первый фактор объединения. Второй уровень, более высокий,- это уровень инстинкта самосохранения: люди объединяются вместе для того, чтобы выжить и бороться с трудностями, с опасностями. Третий уровень - все, что связано с продолжением рода. Четвертый - иерархические потребности и все, что связано с властью. Пятый уровень - это высшие материи, самореализация. Раз у нас не получается на уровне высших материй придумать какую-нибудь мудрую красивую теорию о том, как нужно жить вместе, давайте спустимся на уровень ниже - может быть, у нас какие-то инстинктивные механизмы включатся, иерархические. Что-то не верится мне, что национальная идея может быть где-то в контексте иерархических взаимоотношений между людьми. Давайте спустимся еще на уровень ниже. Становится ясно, что нас не объединяют два более надстроечных фактора, не готовы мы еще объединиться вокруг просто абстрактной идеи. Может быть, то слово, которое мы так все ищем - это слово "дети"? Я ни разу ни в одной научной статье про национальную идею это слово не встретил, что меня невероятно поразило. А с другой стороны, как свидетельствуют данные Госкомстата и Минздрава, по оптимистическим прогнозам через 50 лет население нашей страны будет 126 миллионов человек, по пессимистическим - 77 миллионов человек. Другой интересный факт: смертность на сегодняшний день в России превышает рождаемость в 1,7 раза. Доля трудоспособного населения в демографической структуре России составляет 60%, а через 50 лет не сможет полноценно трудиться уже более половины россиян, потому что продолжительность жизни растет, и менее половины трудящихся не смогут прокормить детей и стариков, какие бы эффективные экономические механизмы ни были выстроены. Каждый третий ребенок шести лет не готов к систематическому обучению в школе, и у половины дошкольников отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 70% школьников страдают от гиподинамии; 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; 30-35% поступающих в школу детей страдают хроническими заболеваниями. И лишь 10% детей заканчивают школу здоровыми. Треть мальчиков не пригодна к службе в армии. И не кажется ли вам, что это уже повод для того, чтобы понять: мы сейчас балансируем вокруг некой темы, которая действительно способна «зацепить» любого нормального человека, независимо ни от каких разделяющих факторов. И что подразумевает под собой технологически национальная идея под названием "дети"? Это значит, государство должно сделать все для того, чтобы те, кто придет нам на смену, были образованными, здоровыми, воспитанными, культурными людьми. Но, к сожалению, та политика, которую долгие-долгие годы мы наблюдаем, реально направлена против этой простой и очевидной истины. Но если мы не сможем подготовить полноценных, здоровых людей, если у нас каждый год будет уменьшаться количество медицинского персонала, работающего в детских медицинских учреждениях, и если образованные люди уйдут из школ и вузов, то возродить Россию будет невозможно. Я абсолютно убежден, что человек - это то, что в него вложили другие люди, и личностью можно стать только под воздействием личности, и понятно, что в школах должны работать лучшие, в вузах должны работать лучшие и лучшие специалисты в России должны обслуживать детей, а не бизнесменов. Я уверен, что "дети" в качестве национальной идеи могут объединить весь народ. Мы всегда мобилизовались, когда опасность угрожала стране, например, война. У меня такое впечатление, что мы в подобном же состоянии находимся и сейчас. И слово "дети" способно нас объединить и обеспечить эффективную коммуникацию, независимо от уровней образования, религии, культуры, социального статуса. И все это для того, чтобы мы не просто развивались, а выжили как страна, как культура, как народ.

Предыдущая статья

21 марта 2001

Делая репутацию фирмы, не забудьте рассказать об этом сотрудникам

Алексей Ситников, Биржа плюс карьера, Нижний Новгород

Следующая статья

01 июля 2002

Образование: никаких иллюзий

Алексей Ситников, Со-Общение, № 7-8, июль-август 2002