Библиотека
Статьи
01 апреля 2003
О профессиональной гордости политконсультантов
Алексей Ситников, Со-Общение
Кажется, что рынок переживает застой, но, быть может, это всего лишь пауза...
Еще недавно успешные российские политические консультанты ощущали себя первопроходцами и героями интеллектуального труда. Политический рынок изобиловал интригами и неожиданными ходами. С тех пор многое изменилось. Представители политконсалтинговой индустрии всё чаще говорят о «кризисе жанра».
Застой или затишье
Накануне выборов жизнь на рынке политического консультирования обычно бьет ключом. Помните, что творилось, к примеру, весной 1999-го?
Сегодня всё иначе.
Мы являемся свидетелями застоя. И не в повседневной работе (функционирование пятерки ведущих российских политконсалтинговых компаний отлично отлажено), но в самом содержании индустрии, которую мы называем своей, нашей.
Позволю себе небольшое отступление.
Если в 1996 году можно было представить себе ситуацию, что некто, активно участвующий в политике, мог не знать названий пяти крупнейших компаний, работающих в области политического консалтинга, то сейчас вообразить такое сложно.
Потому-то я и не привожу их список. Но отмечу, что эти компании всегда находятся в поле зрения и имеют основания утверждать, что обладают не только способностью вести масштабные политические операции, но и - что важнее - богатой профессиональной историей и видением, основанным на опыте.
И хотя одни из них громко заявляют о своих достижениях, а другие, напротив, привыкли не слишком о них распространяться, все они чувствуют постоянное внимание к себе и сами пристально следят за ситуацией и оценивают ее.
Так вот, лично я оцениваю нынешнюю ситуацию в пространстве политического консультирования именно как застой. Как кризис жанра.
Его причины в том, что, во-первых, политика в России не стала более активной, чем в годы правления прежнего президента, когда политическая жизнь была куда более многомерной, изобилующей интригами и неожиданными поворотами и когда политический рынок был куда свободнее. Достаточно вспомнить, сколь более либерально строились отношения между центром и регионами, какая сложная игра шла между властью и бизнесом. Сейчас ситуация стала просто неинтересной.
Ибо существует только один настоящий политический игрок - Кремль.
А любопытные проекты появляются лишь тогда, когда в стенах Кремля возникают внутренние недоразумения и несовпадения мнений по поводу выборов в неком регионе.
Согласитесь, ситуация не кажется слишком творческой, если осталась всего одна ниша для креативной работы - та, где глава Администрации, его заместитель и представитель президента в субъекте Федерации не могут договориться о кандидате, которого однозначно поддерживает Москва.
Еще более скучной делают картину усиление административного ресурса и перенос избирательных кампаний из информационного пространства и избирательных участков в залы суда. Речь идет о снятии кандидатов, отказах в регистрации результатов, расформировании избирательных комиссий. Я уже не говорю об отсутствии независимых телеканалов...
Еще раз о «проклятом человеческом факторе»
Как удобно было бы делать политику, если бы в обществе не было талантливых интеллектуалов, способных успешно конвертировать свой талант в ресурусы материального свойства. Например, создавать консалтинговые компании.
О консультантах можно говорить что угодно, но сказать, что они не яркие и не пытливые люди, будет несправедливо.
Так вот, мне кажется, что сегодня у этих людей - моих коллег - пропал блеск в глазах. Что они больше не чувствуют себя первооткрывателями.
Но после двухсотой избирательной кампании и пятисотой международной конференции и не такое бывает, и я, возможно, ошибаюсь? Ведь не уходят же они с рынка. Должно быть, чувствуют: потенциал интеллектуального поиска еще не исчерпан. А быть может, они вынашивают (но до времени не разглашают) некие асимметричные ходы и неординарные планы... И быть может, скоро выяснится, что «проклятый человеческий фактор» (существование которого проклинают поклонники политического штиля) не миф, но реальность. И оттого заниматься политикой в нашей стране, слава Богу, всё еще не так просто, как им бы хотелось. Хотя уже скучно.
Дефицит интересных проектов
Думается, интеллектуальной основой федеральных кампаний будущего будет корпус политических советников, работающих в тех или иных партиях либо служащих при государственных структурах. Они это понимают и стремятся, опасаясь вовлечения в игру сильных консалтинговых структур, переманить работающих в них специалистов.
Однако не думаю, что это сработает в отношении персонала компаний, обладающих профессиональной историей, культурой взаимного доверия, традициями и стилем. 14 лет совместной работы - это не шутка. И опыт общих побед стоит куда дороже, чем деньги, которые можно освоить даже на очень дорогой кампании.
Независимость стоит не меньше. Когда к тебе обращаются представители тех или иных политических сил или поддерживающих их олигархических групп, ты можешь выбрать самый с твоей точки зрения интересный проект.
Используя слово «интересный», я имею в виду масштабную операцию, способную задать новый виток развитию компании, требующую максимального включения потенциала ее сотрудников, их квалификации, знаний и таланта.
Но вот беда! В последнее время я получил немало предложений, но интересных среди них не было.
Волей-неволей задумаешься: а не продолжить ли вывоз технологий?
Ведь, например, в Латинской Америке социальный уклад и во многом ментальность очень схожи с нашими. Там, как и здесь, голосуют не за программу, а за персону, борьба идет за душу, а не за мозги избирателя... Специалисты «ИМИДЖ-Контакта» работали в латиноамериканских странах и знают, что нам - россиянам - приходится там куда легче, чем американцам. Так, может, стоит задействовать все ресурсы в политических операциях за рубежом?
А почему бы и нет?
А почему бы и да?
Вопрос: «А почему, говоря о «больших домах политического консалтинга», вспоминают, прежде всего, о столичных брендах?» - давно уже стал уловкой.
Потому что это не так.
Сегодня существует около полусотни очень профессиональных региональных команд, конкурентоспособных по отношению к «большим домам», работающих очень эффективно и наделенных видением, адекватным местной специфике.
Я хорошо знаю, что говорю, во-первых, потому что много работал в провинции, а во-вторых, потому что «ИМИДЖ-Контакт», будучи столичным брендом, остается тем не менее региональной компанией. Да, мы зарегистрированы в Новосибирске и налоги платим там, а не в Москве.
В том числе и по этой причине у нас никогда не возникало проблем с тем, чтобы найти в некоем регионе команду специалистов, с которыми легко сработаться. Не раз бывали случаи, когда мы сталкивались с такими грамотными конкурентами, что после победы приглашали их к сотрудничеству. И со многими работаем до сих пор.
Но у региональных брендов есть одна серьезная проблема. Сегодня в багаже у большинства этих команд — максимум по 10-20 кампаний. А когда их 300 - это немножко другой потенциал. Кроме того, крупная структура способна содержать очень сильных аналитиков и мощную информационную базу, более тщательно мониторить ситуацию в стране.
Однако если инвестиции в региональные бренды (и суммы их контрактов) будут расти, то довольно скоро ряд из них сможет составить москвичам серьезную конкуренцию.
И хотя мы уже сдали самый сложный экзамен - прошли через все выборы начиная с 1989 года, через все этапы политического становления страны и региональной власти, надо признать, что быстрый профессиональный и интеллектуальный рост региональных команд дает надежду, что рынок будет жить. И возможно, после выхода из застоя (дай Бог, чтоб он был кажущимся) станет еще более динамичным и интересным, чем прежде.
Предыдущая статья
Следующая статья