Статьи

01 апреля 2003

Мы не претендуем на дивиденды от побед наших клиентов

Советник

- Можно ли как-то определить эффективность деятельности политконсультанта?

А. Ситников: Возможны два подхода к оценке эффективности нашей работы, основанные на западноевропейском и восточном менталитетах, соответственно.

На западе традиционно анализируются цели и средства их достижения. Здесь четыре главных критерия: конкретный результат; отсроченные результаты; финансовые показатели деятельности клиента; подтверждение выполнения задачи, поставленной клиентом.

Восточное мировоззрение предполагает более глубокое и адекватное понимание деятельности политконсультантов. Вкратце так: насколько в текущей конфигурации реализован существующий потенциал.

Как, например, оценить работу команды, проигравшей выборы с бюджетом в 1 млн. рублей, в то время как конкуренты потратили 50 млн. рублей?

В данном случае анализируется не только результат в чистом виде, но и степень реализации всех реально существующих возможностей. Так, на президентских выборах 1996 года, деньги, перечисленные в «красные» регионы избирательным штабом Б. Ельцина, в лучшем случае были там разворованы, а в худшем – использованы против Б.Ельцина его же официальными штабами. Тем не менее, даже в таких условиях мы, активно привлекая местные ресурсы, добились впечатляющих результатов.

М. Омский: Во многом оценка эффективности зависит от того, что политконсультанты и кандидат договорились считать главными, а что - вспомогательными целями кампании.

При этом, в зависимости от специфики выборов, технологи позиционируют себя всегда по-разному. Тут присутствует масса факторов, начиная от профессионализма команды кандидата и заканчивая отношением местных элит к «негативному воздействию руки Москвы». Поэтому само понятие эффективности в наших собственных глазах может серьезно отличаться от мнения руководителя команды-оппонента, а оно, в свою очередь, может быть диаметрально противоположным точке зрения некоего стороннего наблюдателя.

Если на секунду отвлечься от серьезного тона, вывод следующий: все победы одержаны кандидатом и его командой, все поражения - на совести политических консультантов.

- Какие ресурсы являются ключевыми для успеха избирательной кампании?

М. Омский: Основные ресурсы: финансовый - наличие денежных средств либо потенциальной возможности для их привлечения; идеологический - наличие у кандидата или партии явно выраженной цели, идеи, привлекательной для части общества; организационный - наличие команды, друзей, единомышленников, сети в регионах, региональных штабов, общественных приемных; медийный - наличие «дружественных» СМИ или договоренностей с ними о поддержке, либо возможности влиять на них; креативный - наличие творческих людей в команде; административный – поддержка федеральных и местных властных структур, а также крупных ФПГ - межрегиональных и местных.

Естественно, перечень неполный. В зависимости от обстоятельств количество учитываемых ресурсов может существенно возрастать. И здесь нужно уметь грамотно проводить ресурсный анализ, определять наиболее приоритетные направления работы, понимать свои сильные и слабые места, учитывать вес каждого ресурса, возможные перспективы его усиления, взаимовлияние собственных ресурсов и ресурсов конкурентов, и т.д. Причем делать это надо регулярно, с учетом постоянно меняющейся ситуации.

- Каким образом формируется команда для проведения выборов и каковы основные требования к специалистам?

М. Омский: Большинство наших региональных «полевых команд» сформировались 8-10 лет назад. Это группы очень опытных специалистов, имеющие в своем активе десятки избирательных кампаний разных уровней.

И хотя выражения типа «команда – это семья» звучат напыщенно и вызывают легкое недоверие окружающих, в случае, когда речь заходит о специалистах «ИМИДЖ-Контакта» «первого призыва», это утверждение правомочно. Наши команды сложились благодаря кропотливому многолетнему труду их «командиров», тесному взаимодействию и постоянному профессиональному росту специалистов-технологов, и, наконец, тем экстремальным условиям непрекращающихся избирательных кампаний, в которых им довелось участвовать. Пополняются эти команды в ходе новых выборов.

В. Гафт: Важное требование к специалисту, желающему работать с нами - способность к работе в команде, наличие целого ряда коммуникативных качеств. Он должен обладать высокой степенью профессиональной компетентности, способностью интенсивно обучаться, адекватно воспринимать проблематику смежных профессий и, тем самым, достигать универсализации внутри команды.

- Сложность кампании зависит от ее масштаба?

М. Омский: Иногда выиграть выборы в законодательный орган субъекта Федерации сложнее, чем в Государственную Думу, а мэра небольшого городка тяжелее, чем президента любого из постсоветских государств. Все зависит от конкретных условий.

- Какие вопросы организационного характера здесь наиболее важны?

М. Омский: На мой взгляд, взаимодействие с заказчиком и его командой. Несмотря на огромный опыт работы с самыми разными заказчиками, все же иногда крайне много времени наши специалисты тратят на то, чтобы убедить принимающую команду в том, что мы не являемся их конкурентами, не претендуем на ожидаемые после победы дивиденды, и выполнив свою работу, скромно уйдем в сторону.

Иные вопросы организационного характера, безусловно, существуют, но их мы решаем по привычным технологическим схемам.

- Что можно сказать об основных составляющих репутации компании на рынке избирательных технологий?

М. Омский: Наша деятельности опирается на такие принципы, как профессионализм, надежность, партнерство, независимость, ответственность. Именно эти категории, как мне кажется, определяют репутацию «ИМИДЖ-Контакта».

- В чем уникальность опыта вашей компании?

А. Ситников: Наша команда формировалась в течение 14 лет, мы - активные участники процессов развития гражданского общества и формирования выборной практики в России, обладаем уникальным опытом работы на выборах за рубежом.
Среди значимых преимуществ КГ «ИМИДЖ-Контакт» - наличие профессионалов высочайшего уровня, самостоятельно решающих задачи самой высокой степени сложности и глубоко понимающих логику внутренних процессов в социально-политической и экономической сферах российских регионов.

- Какие новые направления деятельности осваивает компания?

В. Гафт: Вот уже три года успешно функционирует наш информационно-исследовательский центр (ИИЦ), объединивший специалистов различного профиля. Основные направления его деятельности: социально-политические электоральные исследования; социально-экономические исследования; социально-психологические исследования; мониторинг СМИ; комплексные исследования регионов. Служба мониторинга СМИ, в частности, ведет круглосуточный сбор информации на основе собственной электронной базы данных по текущим и архивным базам материалов СМИ ( центральные телевизионные и радио каналы, более 50 информагентств и Интернет-ресурсов, 50 центральных и более 600 региональных печатных изданий). Здесь возможен поиск по заданным параметрам, таким как темы, события, персоны, группы влияния, а также составление тематических дайджестов, отслеживание рекламных и PR-кампаний и многое другое.
Специалисты центра разработали оригинальную методику проведения экспертных опросов, которая обеспечивает высокий уровень достоверности результатов при комплексном исследовании объектов особой сложности, а также позволяет следить за самим процессом формирования экспертами оценок. Экспертная сеть ИМИДЖ-Контакта – это более 6000 представителей административной, политической, деловой, академической элит практически их всех субъектов Российской Федерации. Возможности нашего центра прекрасно иллюстрирует исследовательская программа «Самые влиятельные люди России», которая проводилась в 54 субъектах РФ. Заказчик – издательский дом «Эксперт» - выразил желание продолжить совместную работу в рамках двух новых проектов.

Сегодня практически все участники избирательного процесса проявляют интерес к вопросам юридического обеспечения. Именно поэтому с 2002 года консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт» включила комплексное правовое сопровождение избирательных кампаний и защиту интересов кандидатов (избирательных объединений) в число наших основных услуг. Мы предлагаем правовое обслуживание кандидатов и избирательных объединений на всех стадиях кампании - от предварительной подготовки до ее окончательного завершения, а также - после выборов.

Предыдущая статья

01 апреля 2003

О профессиональной гордости политконсультантов

Алексей Ситников, Со-Общение

Следующая статья